Близкий Дальний

1 июня вступил в силу закон о «дальневосточном гектаре», дающий право любому гражданину России получить участок на Дальнем Востоке. Безвозмездно, с правом использования земли в предпринимательских целях. Переезд необязателен. Пока одни мечтают построить домик на Дальнем Востоке, а другие называют закон «рейдерским захватом», мы выяснили у cопредседателя общественного движения «Дальневосточный гектар» по Санкт-Петербургу Александра Редько, как начал работать 119-й Федеральный закон, какими мифами успел обрасти и какие изменения возможны в ходе его дальнейшего функционирования. Ведь подзаконными актами и постановлениями любой закон можно извратить до неузнаваемости!

– Александр Алексеевич, что ждет обладателей дальневосточного гектара «на месте», помимо бесплатной площади и фантастических пейзажей?

– Например, увеличенный размер пенсии, дешевая электроэнергия – правительством уже одобрен соответствующий законопроект. Из выделенных девяти округов запланировано создание девяти территорий опережающего развития. Территории Дальнего Востока  обладают  большим потенциалом, для привлечения инвестиций там  созданы льготные налоговые условия, и новый закон о «дальневосточном гектаре» может заметно улучшить социально-экономическое положение жителей России, если к нему отнестись с умом.

– Местные жители боятся, что «под раздачу» попадут все земли.

– Нет, выделяются лишь свободная земля. Участок не будет выдаваться, если у него есть владелец или на нем ведется работа. На первое время в каждом из регионов Дальневосточного Федерального Округа выделено по одному муниципальному району, где будут предоставляться бесплатные участки, – всего девять. Площадь участка не может превышать один гектар, хотя он может составлять и меньшую площадь. Еще один момент: земельный участок должен быть расположен на расстоянии более 10 км от границ населенного пункта с численностью населения более 50 000 человек, либо на расстоянии более 20 км от границ населенного пункта с численностью населения более 300 000 человек, либо в границах сельского поселения. К тому же не предоставляются земли, ограниченные в хозяйственном обороте в соответствии с законодательством, – особо охраняемые природные территории (природные заповедники, национальные парки), а также земли обороны и безопасности и т.д. – всего 25 категорий.

Территория Дальнего Востока – около 600 млн га, занято чуть больше 80 млн, а распределению по закону подлежит 147 млн, то есть четверть. Но и из этой четверти далеко не все территории равноценные. Цена некоторых гектаров доходит до 8-15 млн рублей. Так что подарок государство делает нам весомый. 
Сейчас, по-хорошему, в наше движение должна была бы выстроиться очередь. Дело в том, что мы выдаем свидетельство о регистрации членства в Движении с индивидуальным порядковым номером, по которому и будут в последующем распределяться земли. Тем, кто проспит хорошие участки, придется довольствоваться тем, что останется. Правда, законодатель предусмотрел прямое обращение на государственный сайт и удаленное оформление участка. Но как его отсюда рассмотришь, и кто его будет пять лет обрабатывать, пока у человека не появится право на его приватизацию? А по закону преимущество будет у коллективных заявителей. Им и оформляться легче, и рентабельности своей деятельности добиться будет проще. 

– А что можно делать на этой земле?

– Все, что не запрещено законом. Заниматься мясным или молочным животноводством, лесным или охотничьим хозяйством, выращивать клубнику в открытом грунте – что вы пожелаете. Построить дом или гостиницу, создать заповедник или свое производство. Почему нет? Главное, что не надо выкупать за сумасшедшие деньги землю, что делает любой проект малоокупаемым. Да еще на пять лет даются налоговые каникулы.

– Действительно ли абсолютно каждый уже может взять землю и начать ее использовать?

– Сейчас идет пилотный этап реализация проекта, и землю могут получить те, кто зарегистрирован на Дальнем Востоке, то есть местные жители. С 1 февраля 2017 года  эту процедуру сможет пройти каждый гражданин России, вне зависимости от возраста. Можно объединиться с кем-нибудь (независимо от родства) и получить один участок для общих целей: например, группа из пяти человек может получить до 5 га для совместного использования. Вопрос лишь в готовности инвестировать. Некоторые виды деятельности, возможные на Дальнем Востоке, могут дать первые плоды только лет через 30 – например, развитие лесного фермерства.

– О каких тонкостях нужно знать, чтобы воспользоваться правом на получение земли?

– Во-первых, земля предоставляется однократно. Безвозмездное пользование предполагается только в течение первых пяти лет, на шестой вы можете получить участок в собственность (неиспользуемые участки, увы, будут изыматься). Нельзя передавать, продавать и дарить его иностранцам или лицам без гражданства. Такая бесплатная раздача земли – не внезапная щедрость государства, а мера для привлечения жителей и инвестиций на Дальний Восток, а также  использования неосвоенных земель. 
Я хочу отметить, что если мы не возьмем по одному гектару на каждого, то их обязательно возьмет кто-то за нас. Получится, как с ваучерами в 90-е годы. Наша задача – с помощью нашей социальной активности превратить закон о приватизации земли в закон о ее национализации. Ведь если мы разберем по гектару, то мы помешаем тем, кто усиленно добивается неравенства и личных преференций. Я не хочу, чтобы моя земля обогащала того, кто и так не голодает! 
И главное: возникает своеобразный вариант права каждого на земельную ренту. Но это не ленивая жизнь на проценты от капитала или от какого-то незаработанного имущества, а активное участие в развитии российской территории и  социализации нашего законодательства без перераспределения имущества от бедных к богатым, как это происходит в России последние четверть века. 

–  А как долго можно будет воспользоваться правом на «дальневосточный гектар»?

– До 1 января 2035 года.

– Закон дает право заготавливать древесину – не приведет ли это к уничтожению дальневосточных лесов?

– Если содействовать естественному лесовозобновлению – согласно Лесному кодексу РФ, – то такой угрозы не появится. Есть и предохранительные меры – получить в собственность участок из земель лесного фонда можно будет только через 15 лет.

 – Какие отношения складываются между новыми «поселенцами» и местными жителями?

– Представители коренных малочисленных народов Севера, например, считают, что могут лишиться земель, на которых они ведут традиционный промысел. Но территории малых народов распределяться не будут. Если же говорить о психологическом настрое местных жителей, об их отношении к новым людям, следует отметить, что главной целью закона все же ставится развитие и освоение территорий Дальнего Востока, что напрямую скажется на улучшении уровня жизни местного населения.

При этом уровень жизни каждого не поленившегося гражданина России тоже вырастет. Потому что его гектар начнет пополнять кошелек уже на стадии аренды, а с наступлением права собственности это будет весьма существенная добавка к семейному бюджету. 
 

– Прошло уже некоторое время со дня вступления закона в силу. Как проект принят обществом?

– В день приятия закона поступило более 200 заявок на получение участка. По сегодняшним данным ВЦИОМ, проектом заинтересовался каждый пятый житель страны. В основном молодые люди (от 18 до 24 лет) – они выражают готовность участия в программе и даже допускают переезд. Конечно, не все считают, что выделение земель решит проблему недостатка человеческого капитала и инфраструктуры. Но 61 % опрошенных жителей Дальнего Востока все же полагают, что закон действительно может повысить уровень жизни в регионе.

В Санкт-Петербургское движение «Дальневосточный гектар» на данный момент вступило шесть тысяч человек. Они уже присматривают себе территории и выбирают, чем на них заниматься. Первые 50 тыс.  га мы хотим предложить под посевы сои. Есть уже казачий хутор, который берется их обрабатывать, и есть покупатель продукции.  
Часть вашей семьи может обосновать свои территории на каком-либо производственном участке, а пару гектаров можно взять в живописном месте. Например, построить имение на берегу знаменитого озера Ханка – это тоже будет считаться использованием. 
Главное, что меня беспокоит сегодня - это бесконтрольное браконьерство наших южных соседей на приграничных территориях. Амурская область, Хабаровский и Приморский края страдают от набегов китайских «гастролеров», по-пиратски вывозящих лес и пушнину, рыбу, ценные коренья, травы, медвежьи лапы. Даже уссурийский тигр по этой причине попал в Красную книгу. 

– Александр Алексеевич, что бы вы посоветовали нашим читателям, если они проникнутся вашей тревогой за Дальний Восток и захотят присоединиться к патриотической деятельности?


Все беды на нашей земле – от равнодушия и попустительства. Я не люблю равнодушных людей. Именно с их молчаливого согласия происходят войны и преступления. Но я бы хотел, чтобы все неравнодушные люди объединились в наше движение. Посетили бы наш сайт www.dv-gektar.ru,  пришли к нам в офис на Гатчинской улице, 26А, записались волонтерами по привлечению участников движения. (Кстати, это довольно неплохо оплачиваемая работа.) У нас есть реальный шанс изменить жизнь в России к лучшему, и он назвается «Дальневосточнй гектар». Не упустите его.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ