Несмотря на все достижения научно-технического прогресса, мы еще не скоро увидим замену классической автоматической винтовке как главного оружия бойца. Впрочем, она может эволюционировать до неузнаваемости.
Возрождение пистолета-пулемета
Пистолет-пулемет – это ручное автоматическое стрелковое оружие непрерывного огня, с пистолетным патроном. Напомним: то, что у нас называют автоматом, а на Западе – штурмовой винтовкой, использует так называемый промежуточный патрон. По мощности он находится примерно между пистолетными и винтовочными патронами. Первым массовым автоматом современного типа принято считать немецкий StG 44, появившийся в годы II Мировой. Его можно легко узнать по внешнему сходству с автоматом Калашникова, хотя их устройство принципиально различается. Разные поколения промежуточных патронов долгое время виделись оптимальным решением по мощности, баллистическим качествам и массе.
В то же время популярные в годы войны пистолеты-пулеметы, такие как американский Томпсон или наш ППШ, отошли на второй план: они проигрывали автоматам по характеристикам, а обычным пистолетам – по компактности и цене. Тем не менее, израильтяне разработали и приняли на вооружение в 50-е годы знаменитый Uzi. А в 2018 году весьма неожиданной стала новость о том, что армия США хочет получить новый пистолет-пулемет. Согласно запросу, Sub Compact Weapon (SCW) должен использовать 9 × 19-миллиметровые патроны, быть опционально полностью автоматическим, с системой рельсового крепления типа Picatinny и пригодным к установке оптических приспособлений, глушителя и ряда других устройств.
Как сообщил недавно Popular Mechanics, победу в конкурсе может одержать один из десяти тестируемых пистолетов-пулеметов: речь идет об американских и европейских производителях. Это может быть, в частности, Zenith Z-5RS от компании Zenith Firearms, CMMG Ultra PDW от компании Central Missouri Machine Gun Company или SIG MPX от Sig Sauer.
Речь, конечно, не идет о полном переходе американской армии на пистолеты-пулеметы. Сейчас основное стрелковое оружие США – карабин M4, представляющий собой модификацию M16. В обозримом будущем он останется главным оружием американского пехотинца. Зато новый пистолет-пулемет сможет серьезно расширить возможности тыловых частей, танкистов и артиллеристов. Преимуществом нового оружия (какой бы выбор в итоге не сделали военные) станут легкость и компактность при относительно высокой огневой мощи и небольшой цене.
На смену M4
Автоматическая винтовка в традиционном понимании тоже может уйти на покой – из-за недостаточной уже огневой мощи. Все дело в развитии индивидуальных средств защиты. Американцев, например, беспокоит российская экипировка «Ратник», уже существующая в нескольких поколениях. С каждым поколением защита солдата растет, так что стандартный натовский патрон 5,56 × 45 мм постепенно утрачивает свои позиции. Это же касается и его отечественного аналога – патрона 5,45 × 39 мм. Ведь увеличивается защита не только российских бойцов, но и солдат американской, китайской или французской армий.
Сама формулировка «солдат будущего» стала сегодня именем нарицательным, обозначающим не только повышенную информационную осведомленность, но и усиленную защиту. Пятый класс защиты по новому российскому ГОСТ Р 50744-95 предполагает защиту от выстрела из винтовки СВД практически в упор. Шестой класс выдерживает попадание крупнокалиберной ОСВ-96 с расстояния 50 м. Это серьезно.
Абсолютного результата ни один бронежилет не дает: в теории почти любая пуля может быть смертельной. Однако общая тенденция очевидна. И широко распространенные патроны 5,56 × 45 и 5,45 × 39 мм могут постепенно уйти в историю, даже если скачкообразного повышения защиты солдата не произойдет.
Наиболее системно к этой проблеме подошли в Штатах. Американские инженеры предложили ряд перспективных решений, прежде всего, новые патроны 6,5 × 39 Grendel и 6,8 × 43 Remington SPC. Последний фирма Remington разрабатывала совместно с армией США с 2002 года. Его многие эксперты видели оптимальным промежуточным патроном, имеющим хорошую баллистику и убойную силу. Заявленная Remington дульная энергия нового патрона составляет примерно 2667 Дж. Для натовского 5,56 × 45 мм она равна 1560–1757 Дж. К слову, ряд экспертов полагает, что 2667 Дж – это многовато, ведь отдача в этом случае тоже возрастет, так что вести прицельный огонь станет сложнее.
Американский летчик стреляет из карабина М4. Фото: US Air Force, Michael Hughes, commons.wikimedia.org
ПОД ПАТРОН 6,8 × 43 ММ REMINGTON SPC рассчитана новейшая винтовка Barrett REC7, ранее заявленная в конкурсе на новое оружие самообороны для армии США. Это довольно любопытный образец вооружения. В сравнении с M16 детище Barrett Firearms получило газоотвод с коротким ходом поршня. Присутствует газовый регулятор. Каналы газоотвода и ствола хромированы, а сам ствол и газовый поршень выполнены из нержавеющей стали. Ствольная коробка сделана из анодированного алюминия, она включает две составляющие, причем нижняя практически идентична той, которую использовали на карабине M4. Ствол, газоотводный механизм и затворная рама с затвором расположены в верхней части ствольной коробки. Там же присутствуют универсальные направляющие, позволяющие устанавливать разные аксессуары.
Сказать что-то плохое про сам патрон 6,8 × 43 Remington SPC нельзя: это довольно удачная разработка. Малоимпульсный промежуточный унитарный патрон центрального воспламенения 5 × 39 Grendel, который изначально разрабатывали для винтовок AR-15, тоже себя неплохо зарекомендовал. Сейчас, впрочем, командование специальных сил США рассматривает его не в качестве автоматного, а как боеприпас для снайперских винтовок вместо стандартного натовского 7,62 мм.
В 2016 году в рамках оружейной выставки Modern Day Marine американская компания Textron Systems представила карабин 6.5 CS Carbine. Разработка, наверное, так бы и осталась незамеченной мировыми СМИ, если бы не одно «но». Карабин использует разработанный в 2014 году телескопический патрон калибра 6,5 мм. Его пуля располагается внутри пластиковой гильзы и утоплена в пороховую смесь. Даже чисто внешне он кардинально отличается от патронов, используемых армиями ныне. Новый боеприпас существенно легче патрона калибра 7,62 мм и при этом имеет несравнимые баллистические характеристики. В то же время, если проводить аналогию с калибром 5,56 мм, то кинетическая энергия такой пули на 300 % больше.
Сам карабин 6,5 CS Carbine имеет массу около 4 кг и использует магазин, рассчитанный на 20 патронов. 6.5 CS Carbine рассматривали в качестве возможной смены M4A1 в силовых ведомствах США. Однако до момента массового применения его могут несколько раз модернизировать.
Строго говоря, шансов на то, что 6.5 CS Carbine или Barrett REC7 когда-либо сменит M4, с каждым годом все меньше. Косвенно это подтверждает отказ США от программы Interim Combat Service Rifle (ICSR), направленной на поиск новой винтовки под патрон калибра 7,62 мм, которую видели в качестве возможной замены знаменитому карабину.
Почему же далеко не новый M4, созданный на базе очень старой винтовки M16 и использующий нелюбимый многими калибр 5,56, останется оружием номер один в США? Переход на новый патрон обошелся бы казне США в огромную сумму, которая, по оценке главного редактора журнала «Калашников» Михаила Дегтярева, сопоставима с принятием на вооружение новой системы ядерного оружия. Это дорого даже для американцев, не говоря уже о не столь богатых странах.
К слову, морпехи США не так давно признали, что движущиеся цели эффективнее поражать очередями, а это вполне вписывается в концепцию классического промежуточного патрона. То есть качества 6,8 × 43 Remington SPC или телескопического 6,5 мм далеко не всегда нужны. И патроны калибра 5,56 × 45 и 5,45 × 39 мм могут себя по-прежнему хорошо проявить во многих ситуациях, когда противник не имеет передовых средств защиты.
Нерушимые русские традиции
В связи с этим нельзя пройти мимо недавней новости о принятии на вооружение российскими силовиками новых автоматов. Чуда не произошло: слово «новые» можно применить весьма условно. Как и предполагали эксперты, модернизированные «калаши» – версии АК-12 и АК-15 – военные избрали в качестве массового стрелкового оружия. В то же время более дорогие и сложные АЕК-971 и АЕК-973 выбраны для спецподразделений. «Изделия ОАО “Завод имени В. Я. Дегтярева” имеют лучшие показатели при стрельбе из неустойчивого положения, они рекомендованы для различных спецподразделений. Продукция АО “Концерн «Калашников»” по критерию “простота–надежность” больше подходит для общевойсковых частей и подразделений», – заявили в пресс-службе концерна «Калашников». Автомат АК-12 в базовой конфигурации использует патрон 5,45 × 39 мм, в то время как АК-15 рассчитан под 7,62×39 мм. Такой же калибр использует и АЕК-973.
Новый калашников отличается от прародителей рядом усовершенствований, среди которых не последнее место занимает улучшение кучности стрельбы за счет смещения массы затворной группы и уменьшения плеча отдачи. Есть и удобная встроенная планка Пикатинни для установки навесного оборудования (прицельных приспособлений, дальномеров, гранатометов и т. д.). В целом же перед нами все тот же «калаш», что и раньше.
Полюбившийся многим оружейникам российский автомат АН-94 «Абакан», судя по всему, остался не у дел. Эксперты говорят, что здесь сыграли роль техническая сложность и экономические причины. Говоря простым языком, для России оружием будущего останется автомат Калашникова. Его можно назвать АК-12, АК-15 или еще как-нибудь, особой роли это не играет. Попутно силовики получат широкий опыт применения относительно нового АЕК-971/973. И по его итогам они смогут принять решение о разработке принципиально нового автомата в будущем.
Оружие умнеет
Эволюция автоматической винтовки будущего может свернуть в другую сторону: без принципиальной смены калибра или внутреннего устройства оружия. Возможно, компьютер будет делать за солдата всю «грязную» работу, помогать ему прицеливаться и вести огонь.
Нечто подобное презентовала американская TrackingPoint. Ее инженеры за последние годы представили винтовку XS1 с продольно-скользящим затвором, комплекс Precision Guided для полуавтоматических винтовок под патроны разных калибров: 5,56; 7,62 мм и .300 Winchester Magnum, а также ряд других решений. Концепция построена вокруг технологии Tag-and-Shoot. Специальная кнопка позволяет отмечать цель в снайперском прицеле. Стрелок нажимает на спусковой крючок, после чего совмещает прицельную метку со сделанной ранее отметкой. В нужный момент прицельная метка приобретает красный цвет, и система автоматически стреляет.
Китайцы переходят на лазерное оружие. Фото: WELT /Lukas Axiopoulos, www.welt.de
Снайперский комплекс учитывает деривацию, эффект Магнуса, дальность и скорость цели, а также дрожание рук. При помощи вычислительной системы быстро производятся расчеты, что позволяет очень точно поражать цели, в том числе двигающиеся с большой скоростью. А еще в состав комплекса Precision Guided входят очки ShotGlass: изображение с прицела передается на проектор, давая стрелку возможность вести огонь из-за укрытия. Такой подход позволяет сделать «снайпером» даже не самого опытного стрелка. Между тем, прицел увеличивает и без того немалую стоимость современного оружия, делая его тяжелее и технически сложнее. Поэтому спрогнозировать массовый переход силовых ведомств на Precision Guided пока трудно.
«Звездные войны» в реальности
Если же абстрагироваться от существующих оружейных систем, можно представить применение в будущем ручного лазерного оружия. Кстати, лазерные винтовки уже существуют, правда, рассчитаны они преимущественно на ослепление противника. Самая известная модель – PHASR (Personnel Halting and Stimulation Response rifle): винтовка-даззлер, разработанная по заказу Министерства обороны США в конце 2000-х. Это лазер низкой интенсивности – его ослепляющий эффект имеет временный характер, однако винтовка может наносить серьезные ожоги на значительных расстояниях.
Огромный интерес масс-медиа вызвала китайская «штурмовая» лазерная винтовка ZKZM-500, информация о которой представлена совсем недавно. Согласно материалу South China Morning Post, винтовку питает литиевая батарея: одной хватает на 1000 «выстрелов», каждый из которых может длиться до двух секунд. Оружие не считается смертельным, но может причинять сильную боль. Весит винтовка 3 кг, может поражать цели на дальности до 800 м. Среди преимуществ такого оружия – отсутствие шума и отдачи.
На бумаге все выглядит неплохо. С другой стороны, достичь потенциала обычных автоматов лазерные винтовки смогут нескоро, если вообще смогут. Сейчас для этого понадобился бы источник питания, по своей массе многократно превосходящий любой из автоматов вместе с боеприпасами и прицельными приспособлениями. Высокое энергопотребление сейчас является проблемой даже для стационарных лазерных комплексов, не говоря уже о персональном оружии бойца.
Эксперты неоднозначны в своих оценках: кто-то говорит, что скоро проблемы такого характера можно будет решить, а кто-то вообще не воспринимает всерьез лазерное оружие. Одно можно сказать точно: ни одна из упомянутых систем не может рассматриваться в качестве полноценной альтернативы обычному автомату.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.