Бизнес-центр на орбите

В минувшем году корпорация Blue Origin анонсировала создание первой космической станции Orbital Reef. Идея, безусловно, богатая, но пока что амбиции Джеффа Безоса, основателя компании, опережают его возможности на целые десятилетия. Рассказываем о том, что может получиться из космического «Лего» американского миллиардера и с чем, наверняка, возникнут сложности.

Orbital Reef. Иллюстрация: BLUE ORIGIN/ SIERRA SPACE, facebook.com/SierraSpaceCo

«Заяц» и «Черепаха»

В СССР был популярен анекдот: «Кто такой Брежнев? Политический деятель времен Аркадия Райкина». Перефразируем. «Кто такие Байден и Си Цзиньпин? Политические деятели времен Безоса и Маска». Конечно, это созвучно с несбывшимися прогнозами футуристов о том, что «всем будут править корпорации». Тем не менее, борьба двух миллиардеров за звание самого успешного человека планеты только набирает обороты, рискуя переместиться на орбиту Земли.

Де-факто она уже там идет. В июле 2021 года состоялся первый пилотируемый запуск созданного Blue Origin корабля New Shepard. Суборбитальный полет совершили сам Джефф Безос, его брат Марк Безос, 82-летняя Уолли Фанк и 18-летний выпускник школы Оливер Дамен. Причем Фанк стала самым старым человеком, побывавшим в космосе, а Дамен – самым молодым. За этим последовала еще пара успешных полетов на высоту около 100 км.

Джефф Безос. Фото: Blue Origin/PA, inverness-courier.co.uk

Заслуг у Илона, конечно, больше – и возвращаемая Falcon 9, и многоразовый Crew Dragon, и самый мощный носитель в мире Falcon Heavy. Однако не все так очевидно. В своем интервью Безос часто цитирует старую поговорку: «Медленно значит гладко, а гладко значит быстро». Проще говоря, Безос и Маск заняли роли зайца и черепахи. В басне Эзопа победителем оказалась черепаха. Как будет в реальной жизни?

Космос (не) для всех

Компания Blue Origin давно говорит о планах создать «полноценную» многоразовую ракету New Glenn, а также предлагала создать лунный посадочный модуль. Ни одна из этих инициатив не может сравниваться с проектом Orbital Reef. Речь идет о «частной» орбитальной станции. Концепцию официально анонсировали в прошлом октябре. Вообще, идея создать нечто подобное витает в воздухе много лет, как, впрочем, и вариант отдать МКС в частное пользование. Но есть сразу несколько аспектов, которые отличают Orbital Reef от других проектов такого типа:

— у Blue Origin есть гигантские средства для реализации задуманного;

— у компании за плечами колоссальный опыт суборбитальных полетов;

— в обозримом будущем у Безоса будет полноценная космическая ракета, которая сможет выводить на орбиту тяжелые модули (речь об упомянутой выше New Glenn).

Наконец, есть еще одна важная деталь. Мало какой проект орбитальной станции, не считая «лунной» Gateway, может похвастаться такой же проработкой. Blue Origin расписала все, включая исполнителей.


Визуализация полностью построенной станции Orbital Reef со Starliner (слева) и пристыкованным космическим кораблем Dream Chaser. Иллюстрация: Blue Origin, arstechnica.com

Параметры станции:
Тип: многомодульная орбитальная станция
Герметичный объем: 830 м³ (для сравнения, объем МКС составляет 916 м³)
Энергосистема: 100 кВт (сравнимо с МКС)
Высота орбиты: 500 км
Экипаж: одновременно на станции могут находиться до десяти человек
Дата запуска: вторая половина 2020-х

Речь идет о создании поистине «монументальной» конструкции, которая затмит все, что до этого делали «частники» для космической сферы. В первичной комплектации в состав станции будут входить основной, надувной и научный модули, а также один массив солнечных батарей и радиаторов. Стержневой модуль станции получит форму вытянутого цилиндра с большими окнами, к которому по бокам будут стыковать периферийные модули поменьше. С одной стороны будут находиться солнечные панели, а с торцов – корабли обслуживания.

Открытая масштабируемая архитектура (заявлено, что ее можно масштабировать «бесконечно») позволит присоединить к Orbital Reef модули и космические аппараты любой страны, организации или компании. Таким образом, финальный вид станции сейчас нельзя представить даже теоретически, она будет чем-то наподобие конструктора Lego, постоянно увеличиваясь и обрастая новыми модулями.

Спектр услуг, которые сможет оказывать Orbital Reef, самый широкий. Бизнес-модель Blue Origin направлена на то, чтобы упростить задачу для клиентов: ее изначально создают с учетом пожеланий самых разных заказчиков. Ими могут быть исследователи, те или иные компании и, конечно, туристы. Создатели планируют сдавать площади в аренду под любые цели, включая частные космические перевозки. Проще говоря, Orbital Reef сделают «ареной» научных исследований и коммерческих проектов.

Проект уже заинтересовал инвесторов, в том числе NASA. В декабре 2021 года агентство объявило, что подписало соглашения с тремя американскими компаниями на разработку проектов космических станций и других коммерческих объектов в космосе. Один из проектов – Orbital Reef.

Жизнь на будущей станции глазами художника. Иллюстрация: Sierra Nevada Corporation spacewatch.global

Сумма капиталовложений составила 130 млн. Это, конечно, лишь малая часть того, что потребуется для реализации задуманного. В то же время по расчетам Blue Origin станция обойдется куда дешевле МКС, чья стоимость уже перевалила за $100 млрд. Видимо, уменьшения цены хотят достичь в том числе за счет частных технологий, которые сделают космос доступнее. Сюда входят ракеты, космические корабли, а также те или иные производственные решения. При этом «доступность» станции весьма условна: чтобы попасть на борт Orbital Reef, придется выложить круглую сумму. К слову, цену полета для космических туристов на New Shepard оценивают в $500 тыс.

Средства достижения цели

Проект Orbital Reef исключительно хорошо проработан с технической стороны. Во всяком случае, среди тех, кто будет реализовывать задуманное, целый список перспективных и успешных компаний, заинтересованных в том, чтобы шаг за шагом покорять космос вместе.

Blue Origin. Корпорация Безоса возьмет на себя вспомогательные системы, основные модули большого диаметра и многоразовую ракету тяжелого класса New Glenn – главный инструмент доставки тяжелых грузов.

Sierra Space. Создаст крупный модуль Large Integrated Flexible Environment (LIFE), узловой модуль и приземляющийся на взлетно-посадочную полосу космический корабль Dream Chaser. Космический аппарат сможет перевозить грузы, совершая посадки в любой стране мира, как обычный самолет.

Boeing. Возьмет на себя создание научного модуля, операции на станции, а также техническое обслуживание. Корпорация сможет доставлять на станцию грузы и людей благодаря своему новому космическому кораблю CST-100 Starliner.

Redwire Space. Будет отвечать за поддержку исследований и производства в условиях микрогравитации. Кроме того, возьмет на себя операции с полезной нагрузкой и развертываемые конструкции.

Genesis Engineering Solutions. Создаст одноместный космический корабль (нужно сказать, весьма необычный) для «рутинных» операций вне станции и туристических экскурсий. Его можно рассматривать как альтернативу скафандрам.

Университет штата Аризона. Будет возглавлять глобальный консорциум университетов, предоставляющих консультации в области исследований, и вести работу с общественностью.

Впрочем, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из всех перечисленных инструментов на сегодня есть лишь пилотируемый космический корабль CST-100: первый полет он совершил 20 декабря 2019 года. Правда, испытания прошли не без проблем. Из-за них корабль не стали стыковать с МКС и вернули на Землю. Так что Boeing решил провести еще один беспилотный старт перед первым пилотируемым. Первый запуск корабля с экипажем ожидают лишь во второй половине текущего года. Можно не сомневаться, что в обозримом будущем корабль введут в строй.

Сложней обстоят дела с главным средством доставки – космической ракетой New Glenn. Первый запуск носителя планировали произвести в прошлом году, но в итоге отложили до четвертого квартала 2022-го. Так и не приступившая к первым полетам ракета-носитель успела претерпеть метаморфозы. В компании Безоса решили пойти по стопам корпорации SpaceX. Как стало известно в прошлом году, Blue Origin решила сделать верхнюю ступень ракеты возвращаемой. Таким образом, ракета станет условным аналогом SpaceX Starship, хотя и с меньшей грузоподъемностью: она сможет вывести примерно 45 т на низкую опорную орбиту против более 100 т Starship.

Очевидно, конкуренция между Маском и Безосом дает о себе знать и здесь. Во всяком случае, Безос не горит желанием привлекать SpaceX к своей инициативе, хотя компания имеет почти все необходимое для реализации идеи: и пилотируемый корабль Crew Dragon, и тяжелую ракету Falcon 9, и сверхтяжелую Falcon Heavy.

Что там у других

В завершение хочется отметить, что Orbital Reef не будет одинок. Даже если от МКС по какой-то причине откажутся до 2030-го (пока вероятность этого невелика), на низкой околоземной орбите будут находиться китайская многомодульная станция «Тяньгун» и российская станция, известная как РОСС. Кроме того, американцы и их союзники к 2030-му введут в строй обитаемую окололунную станцию Lunar Orbital Platform-Gateway, ставшую частью программы «Артемида», направленной на высадку астронавтов на Луне. Правда, ни один из этих проектов нельзя назвать коммерческим. В этом смысле прямых конкурентов у Orbital Reef нет и не будет.

По понятным причинам мы не будем разбирать многочисленные художественные концепты: если вкратце, они имеют к реальности примерно такое же отношение, как фильм «Интерстеллар» к астрономическим наблюдениям Hubble или James Webb (то есть практически никакого). Даже в чисто техническом отношении, не говоря уже о финансировании всего этого «добра». К счастью для Безоса, его финансы позволяют мечтать о собственной космической станции: в январе Bloomberg оценил состояние предпринимателя в $188 млрд. Правда, до Маска ему все же далеко: состояние главы SpaceX и Tesla агентство оценило в $263 млрд. Эти двое уже вложились в бизнес на Земле, можно думать и об орбитальных бизнес-центрах.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ