Безумие Европы

Сожжение книг мы привыкли считать варварством, с этим актом в нашем сознании имеется прочная ассоциация с германским фашизмом. Однако история знает случаи, когда своевременное уничтожение той или иной книги было бы величайшим благом для человечества. Одна из них была написана двумя монахами-доминиканцами в конце XV века и получила страшное название «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum). Именно это сочинение стало толчком и идеологическим обоснованием безумия, терзавшего Европу почти 300 лет и известного в исторической науке как охота на ведьм.

Текст: Евгений Хацкельсон
На вопрос «кто, кого и когда казнил в Европе?» большинство ответит, что происходило это в средние века и что занималась этим инквизиция. На самом деле пик охоты на ведьм и колдунов пришелся на пресловутую эпоху Возрождения, и инквизиция практически уже не имела к этому отношения. Вместо нее массовый террор проводили светские власти – судьи, королевские уполномоченные, городские советы. Жертвами же этого террора нередко становились и священнослужители. Инквизиция к тому моменту уже потеряла прежнее влияние, но все же старалась по мере сил обуздать пыл наиболее активных охотников. В Испании, где Святая палата была традиционно сильна, она с яростью искореняла ересь, но при этом железной рукой еще в зародыше давила поползновения собственных мракобесов организовать крупномасштабную охоту на ведьм. По этой причине здесь от репрессий пострадало на порядок меньше обычных, не имеющих отношения к ереси женщин, чем в республиканской Италии и раздробленной на удельные княжества Германии, где чуть ли не половина княжеств были протестантскими, а влияние инквизиции и вообще римской церкви минимальным. В результате фанатичные и бесконтрольные немцы едва не сожгли всех своих женщин. Во всяком случае, немецкая порода была основательно испорчена именно тогда, когда женскую красоту безумцы посчитали верным признаком служения дьяволу. Красивым немкам теперь просто неоткуда взяться, ибо в свое время немецкие фанатики загубили национальный генофонд. 
Страница из "Молота ведьм"
Все это говорит о поистине чудовищных масштабах трагедии, которая случилась вовсе не в дремучее и мрачное средневековье, а в те самые воспетые историками времена, когда бурно развивались наука и искусство, свершались великие географические открытия. Ньютон, Кеплер, Галилей, Коперник и многие другие великие мыслители были современниками массовых сожжений. Мы судим о той эпохе по гениальным творениям Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а их современники задыхались от дыма костров, зажигаемых по всей Европе. Доходило до того, что в небольших немецких городах и селениях во время очередного приступа антиведовской истерии практически не оставалось женского населения – всех рано или поздно отправляли на муки и казнь. Костры полыхали по всей католической Шотландии, южной Франции, в протестантской Швеции и Швейцарии, в Норвегии, Финляндии, Дании. Исключением можно назвать разве что Англию, где пытки при ведении следствия были законодательно запрещены. 
Ведьмы с гравюры Дюрера
Еще одно распространенное заблуждение: «ведьм» сжигали католики, а протестанты к этому безумию были не причастны. Еще как причастны! Протестанты, которые обвиняли инквизицию во всех смертных грехах и яростно отвергали постулаты римско-католической церкви, с энтузиазмом приняли «труд» доминиканских инквизиторов в качестве руководства к действию. «Молот ведьм» лежал на почетном месте и в католических, и в протестантских судах. Реформатор церкви Жан Кальвин (Jean Calvin), получив власть в Женеве, отличился не только широко известным подлым преступлением – сожжением на медленном огне испанского ученого Мигеля Сервета (Miguel Serveto). Он устроил в этом городе террор, который не снился никакой инквизиции. Женевские тюрьмы были переполнены несчастными женщинами, которых после чудовищных пыток ежедневно десятками сжигали заживо на городских площадях. Вся Женева была окутана дымом протестантских костров. Другой основоположник реформаторства, Мартин Лютер (Martin Luther), истерически призывал к жесточайшей борьбе с ведьмами. Немецкие протестанты, если принять во внимание их меньшую по сравнению с католиками численность, проявили даже большее усердие в этом «богоугодном» деле, истребив в процентном отношении больше женщин. Более того, именно протестанты додумались из соображений экономии привязывать к одному столбу по десятку и более жертв.
Россию, к счастью, европейское безумие обошло стороной. Русская православная церковь с презрением относилась к трудам католических теологов, не приняла и «Молот ведьм». Российские светские и церковные власти, если считали нужным, могли решительно расправляться с раскольниками, сектантами и вероотступниками, но они редко пытались бороться с вымышленными, несуществующими врагами, каковыми и были ведьмы, хотя отдельные редкие случаи казней колдунов и ворожей на Руси все-таки были. Интересно, что европейцы, побывавшие в России, по возвращении к себе на родину живописали кровожадность и жестокость «московитов», а вместе с тем смеялись над их дремучестью и дикостью – ведь русские еженедельно мылись в бане и не сжигали на кострах ведьм. Зато современного человека поражает жестокость, проявляемая властями и населением Европы той поры. В голове не может, к примеру, уложиться решение судьи отправить на костер по обвинению в колдовстве двухлетнего ребенка. А такие случаи были в порядке вещей. Так, может, эти судьи были сплошь маньяками и садистами? 
Были и маньяки, имена некоторых из них сохранила история. Но в основном это были психически нормальные богобоязненные люди, которые были уверены, что выполняют свой тяжелый долг. Европейская охота на ведьм – очень наглядная иллюстрация того, как благие намерения могут вымостить дорогу в ад.
Первые ведовские процессы начали проводиться инквизицией еще в XIII веке, однако они не принимали массового характера. Каждое дело расследовалось специально назначенной комиссией, следствие вели ученые лица духовного звания, которые не ставили перед собой задачу выбить из подследственного как можно больше имен. Разумеется, применялись пытки. Следовательно, были самооговоры, однако такие процессы далеко не всегда заканчивались казнью обвиняемых, а казнимых не всегда сжигали. Более того, известны случаи, когда душевнобольные сами доносили на себя как на ведьм и колдунов, а инквизиция им не верила. Таким образом, никакой охоты не было вплоть до 1484 года, когда папа Иннокентий VIII издал особую буллу, направленную против ведьм и имевшую в переводе с латинского романтичное название «Всеми силами души» (Summis desiderantes affectibus). В этой роковой булле папа называет авторов Malleus Maleficarum своими возлюбленными чадами и требует, чтобы им никто отныне не мешал в богоугодном деле искоренения чародейства в Германии. Кто же были эти два негодяя, которым взялся покровительствовать сам римский папа, и почему им понадобилась его защита? 
«Заводилой» в этой парочке был Генрих Крамер (Heinrich Kramer), известный под псевдонимом Инститорис (Institoris), главный инквизитор обширных земель вокруг Бремена, Майнца, Кельна, Трира и Зальцбурга. (Вклад его коллеги и соавтора Якоба Шпренгера (Jacob Sprenger) в общий труд ограничился введением.) С самого своего назначения в 1474 году этот деятель всеми силами старался отправить на костер как можно больше женщин, фактически убеждая всех в существовании ведьмовского заговора, но встречал сильное противодействие населения и местных властей. Скептически настроенные немцы упрямо не желали верить в секту ведьм. Каждую новую жертву для дыбы и костра доминиканцу приходилось добывать с боем. В том, что сей благочестивый и ученый монах желал пытать и сжигать именно ведьм, а не колдунов, явно была сексуальная подоплека. Видимо, ему нравилось зрелище раздетой донага женщины, которая висит на дыбе, кричит и извивается под ударами плетей. Подавленное либидо может сыграть с психикой человека очень злую шутку и вылиться в самые уродливые формы. Сейчас бы этому Крамеру поставили конкретный психиатрический диагноз и назначили медикаментозное лечение, а тогда его радушно принял сам папа, к которому издерганный нападками и придирками богослов обратился за помощью. 
Испытание ведьмы водой
Его святейшество не понаслышке знал о силе женских чар, поскольку имел несколько любовниц и внебрачных детей. Сам по себе грех этот был вполне извинительным и не таким уж редким для занимающих Святой престол здоровых мужчин. Беда была в том, что Иннокентий VIII мучился по этому поводу угрызениями совести, а припавший к его стопам Генрих Крамер почтительно объяснил ему, что вина в искушении мужчин, в том числе священнослужителей, лежит на самих женщинах, коих дьявол выбирает своим орудием. Будь на месте Иннокентия в тот момент Александр VI, который не только не стеснялся своей страсти к женскому полу, но и поощрял ее среди своих кардиналов, Крамера бы выгнали за вольнодумство взашей. А может, и сожгли бы вместе с его книжонкой. Его святейшество Александр VI терпеть не мог религиозных фанатиков. Некоторых травил лично, а упрямого итальянского монаха Савонаролу, к примеру, сжег на костре, правда, предварительно удавив. Но Иннокентий VIII, к несчастью для миллионов европейских женщин, ухватился за эту мысль и выпустил свою роковую буллу, которую Шпренгер и Крамер-Инститорис вставили в «Молот ведьм». 
В этой книге подробно описывались методы допросов и пыток, признаки, по которым надлежало узнать ведьм и чародеев. Впервые со ссылками на опыт авторов и Священное писание в ней был обоснован постулат о том, что женщины, особенно красивые и молодые, по своей природе гораздо более склонны к колдовству, чем мужчины. Все это очень пахло ересью, но авторы обезопасили себя от любых обвинений папской буллой. Будь этот «ученый труд» написан до изобретения печатного станка, все было бы еще не так плохо. Но технический прогресс сыграл с женским населением Европы злую шутку. Едва вырвавшись из типографии, страшная книга стала разлетаться по городам и странам. Тринадцать, поистине чертову дюжину, изданий выдержала она, став руководством к действию для фанатиков всех стран. Так началась масштабная охота на ведьм, стоившая человечеству по разным подсчетам от 200 тысяч до 5 миллионов жизней.
Значит ли это, что упомянутая троица – два фанатика-доминиканца и любострастный римский папа – и есть главные виновники начала ужасных репрессий? Как это часто бывает, отдельные люди дают повод, но исторические причины гораздо глубже, чем чье-то персональное мракобесие. Следует помнить об особенностях экономической ситуации в тот период, когда вышла роковая папская булла в соединении с сочинением доминиканцев. Период этот можно охарактеризовать одним емким словом – кризис. Открытие Америки наводнило Европу дешевым золотом, что привело к инфляции золотых денег. Экстенсивный путь развития экономики себя исчерпал, народ нищал, хозяйства разорялись. Бедные, как водится, становились еще беднее, богатые – богаче, прежние ценности и ориентиры были утрачены, авторитет церкви катастрофически падал, росло озлобление народа. В этой ситуации власть имущим необходимо было найти врага, чтобы отвести от себя удар. Мифические ведьмы были очень удобным объектом для этого. Неурожай, засуху, болезни, падеж скота – любые проблемы очень легко было объяснить кознями прислужниц дьявола. 
Народ во все времена требовал хлеба и зрелищ. С хлебом было плохо, но публичные лютые казни, которым подвергали истерзанных женщин, становились для толпы жестоким и захватывающим развлечением. Ядовитые семена упали на благодатную почву, и по всей Европе началось невиданное ранее безумие, причем очень скоро террор в основном взяли в свои руки светские власти. С этого момента началась самая настоящая кровавая карусель, уравнявшая в правах представителей всех конфессий, возрастов, профессий и сословий. В Германии охотниками на ведьм и колдунов подчас становились представители низших слоев общества, всякий сброд – бывший солдат, портной или трактирщик – мог хватать богачек и аристократок, подвергать их немыслимым унижениям и мучениям, удовлетворяя свои самые низменные инстинкты. Управы на этих бесов обычно не было никакой, хотя бывало, что расправлялись в итоге и с ними. Очень часто это были параноики, которым повсюду мерещились дьявольские козни. Сжечь могли, например, за выдающиеся способности к языкам или музыке. В Кельне во время антиведовской истерии в 1627–1639 годах, по письменному свидетельству очевидца, «…брошены в тюрьмы и сожжены профессора, кандидаты права, священники, каноники и викарии, члены монашеских орденов... Канцлер с канцлершей тоже осуждены… Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти – четырнадцати лет...». 
Доносы стали простым и безопасным средством сведения счетов. Чтобы угодить на костер, достаточно было, чтобы тебе просто позавидовали. Если еще учесть материальную заинтересованность доносчика в разоблачении ведьмы, то не удивительно, что при таком раскладе погибали самые красивые, умные, богатые и образованные женщины. После ареста шансов на спасение у них уже не было практически никаких: признание под пытками означало для суда полное доказательство вины. Если же женщина находила в себе силы ни в чем не признаться, то ее объявляли очень опасной ведьмой, которой сам дьявол помогает противостоять палачам. Дорога на костер, таким образом, была одна для всех, но у неизвестных истории героинь был серьезный мотив молчать на допросах – нежелание подвергать той же участи своих дочерей и подруг. 
Абсолютное большинство, конечно же, не выдерживало изощренных мучений. Несчастные называли имена своих соседок и знакомых, тех арестовывали, они называли новые имена, и число обвиняемых росло по законам геометрической прогрессии. В конце концов в застенки и на костер попадали жены и дочери самих доносчиков, палачей, судей, поставщиков дров для костров, членов магистрата или городского совета. Документально зафиксирован случай, когда в Германии городским палачам приходилось пытать жен друг друга, а поскольку они были мастерами своего дела, то все вскоре остались вдовцами.
Борьба против этого безумия была очень опасным делом, но находились люди, часто это были священнослужители обеих конфессий, которые активно протестовали, формировали общественное мнение, убеждали правителей в огромном вреде этих процессов для общества и государственной казны. В итоге террор в разных странах в разное время остановила центральная государственная власть. Во Франции Людовик XIV издал соответствующий эдикт в июле 1682 года. Прусский король Фридрих Вильгельм I в 1714 году повелел направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о колдовстве. Вскоре после этого охота на ведьм в Пруссии сошла на нет. В 1740 году австрийская императрица Мария Терезия положила конец ведовским процессам в Австрии. Последняя европейская «ведьма» была обезглавлена в Швейцарии в 1782 году. 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ