«Без человека образование немыслимо»: проректор СПбГУТ Антон Зарубин – участник проекта «Цифровая трансформация»

Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича Антон Зарубин дал интервью для петербургского информационно-аналитического проекта «Цифровая трансформация».

Он рассказал о профессиональных компетенциях студентов, о трендах цифровизации образования, об игровой модели обучения и роли преподавателей, которых не способна заменить даже самая продвинутая техника.

С разрешения организаторов публикуем полный текст интервью.

– Антон Александрович, добрый день! Расскажите, пожалуйста, насколько современные студенты находятся в теме процессов цифровой трансформации?

– Студенты разные – это и несовершеннолетние ребята, и выпускники вуза, и те, кто учится на втором курсе магистратуры. Современные студенты по-разному относятся к процессам цифровой трансформации. Кто-то пока не знает о ней ни слова, но глубоко в нее погружен – он «родился» с аккаунтом в социальной сети и даже не представляет себе, как может быть по-другому. Молодежь живет как рыба в воде внутри цифровой трансформации и необязательно знает о ней как о термине, как о направлении развития технологий и общественной жизни. Но мы учим айтишников – тех, кто разбирается в цифровых технологиях профессионально, и сами представляем цифровой университет, причем один из старейших в России.

С профессиональной точки зрения мы даем ребятам необходимые знания, которые позволяют им жить и работать в рамках цифровой трансформации, цифровизации, диджитализации. Они понимают, что это такое, и могут применять инструменты цифровой трансформации. Мы учим студентов в области систем радиосвязи, интернет-коммуникаций, социальных и медийных технологий. У нас есть факультет цифровой экономики и бизнес-информатики, где преподают основы цифровой трансформации бизнеса. В нашем университете есть целый ряд направлений подготовки, которые на профессиональном уровне дают студентам компетенции, позволяющие им осознанно жить и работать в условиях цифровой трансформации, а также ее производить.

– Какие тренды в цифровизации образования Вы считаете самыми важными?

– В основном, это, конечно, электронные образовательные среды. Современные цифровые среды для организаций высшего и среднего профессионального образования очень далеко ушли от тех идей и решений, которые применялись в девяностые и нулевые годы. Думаю, в течение следующего десятилетия мы увидим много новых вещей, функций, которые могут оказаться для нас неожиданными. Например, мы говорим про «цифровых помощников» в образовании. Сегодня такой помощник рассматривается, скорее, как средство развлечения или функция, которую можно спросить о погоде. Но мы рассчитываем на то, что индустрия производства цифровых помощников настолько вырастет и технологически, и по объему, что сможет породить действительно полезные инструменты для образования и науки. Это ближний горизонт, который можно увидеть. Там будет очень интересная и полезная функциональность, которая будет способствовать работе профессорско-преподавательского состава и студентов по вопросам, связанным с самообразованием и работой с контентом. Это похоже на научную фантастику, но она уже скоро состоится, случится.

Электронные образовательные среды сделали очень сильный рывок вперед – в первую очередь не по своему технологическому оснащению и по функциональным возможностям, а по взрывному росту количества пользователей, по росту понимания того, как с ними можно работать. В электронных образовательных средах теперь работает гораздо больше пользователей – и студентов, и преподавателей. Это ведет к очень интересному эффекту – так же, как социальная сеть из 1000 энтузиастов вдруг превращается в систему, где общаются и «живут» миллионы пользователей. Когда электронная образовательная среда становится средой, где взаимодействует очень большое количество пользователей, появляется качественный эффект. Благодаря лучшему пониманию того, как вообще можно работать с электронной образовательной средой, меняется контент, меняются подходы к работе, меняются сами пользователи. Это происходит сейчас, и это, наверное, самый главный и интересный тренд.

– Вы практикуете образование через игровой процесс, в частности, на таких мероприятиях, как «SPb AI Champ’21». Насколько эта модель обучения актуальна? Будет ли она внедряться для студентов?

– Я работаю в университете 10 лет. Студенческий чемпионат по искусственному интеллекту «SPb AI Champ’21» – интересное и крутое мероприятие, но далеко не первое. Мы начинали с таких проектов, как «Телеком-Планета» – олимпиада для российских школьников в области инфотелекоммуникаций. Мы проводим олимпиаду «Инфотелеком» для выпускников бакалавриата, студенческую олимпиаду «Тотальный чертеж» по инженерной и компьютерной графике и целый ряд других мероприятий. Соревновательный процесс дает очень сильный эффект. Во-первых, это медийное мероприятие: мы привлекаем внимание студентов к тем образовательным направлениям, которые мы предлагаем в университете. Во-вторых, это образовательная составляющая – участие в таких проектах требует знаний, компетенций и навыков и провоцирует их набирать. За годы работы в университете я убедился, что это работает. Соревнования – это круто! «Бонч» проводит значительное количество соревнований на собственных площадках и работает в контакте с партнерами. Например, мы активно участвуем в организации чемпионата WorldSkills Russia для студентов колледжей и бакалавриата. С удовольствием отправляем наших ребят на мероприятия наших партнеров: хакатоны Microsoft, конкурсы HUAWEI и другие. Мы участвуем в большом количестве мероприятий, периодически занимаем первые места, побеждаем в номинациях, в которых специализируемся. Соревновательный момент в образовании – это хорошо.

– Как изменился процесс преподавания с приходом цифры? Многие родители боятся, что планшет сегодня заменяет ребенку учителя. Давайте попробуем развеять их страхи.

– Планшет может заменить учебник, но учителя он заменить пока не может. Может быть, когда технологии и средства цифровых помощников действительно станут достаточно развитыми, планшет будет помогать ученику и учителю. Он станет «умным учебником», который может где-то поддержать, подсказать, проконтролировать. Но на сегодняшний день планшет не заменяет учителя – за планшетом скрыт живой человек, который подготовил курсы, контент, легко воспринимаемый и удобный для обучения. За планшетом может находиться тьютор или живой профессор, который онлайн ведет взаимодействие с учеником, проводит лекции, практические занятия, консультирует. Без учителя, преподавателя мы пока не обходимся. Несмотря на то, что в области вычислительной техники, информационных технологий, цифровой трансформации есть некие краеугольные камни, в целом наша сфера все-таки очень подвижная. Она требует не только апгрейда знаний учеников, но и апгрейда учебников – того, что преподаватели дают ученикам и студентам. Сделать это может только человек, поэтому без человека образование видится немыслимым.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ