Beretta 93R: со службы – в Голливуд

60–80-е годы ХХ века в Италии были неспокойными. Фактически шла гражданская война, в которой буржуазное государство схватилось с радикалами левого и правого толка. Anni di piombo – «свинцовые годы»! Стреляли, и правда, часто. Леваки из «красных бригад» запихивали в багажник бывшего премьер-министра и, подержав в плену, убивали. Фашисты захватывали город, и армия штурмовала его с применением бронетехники. Другие, военные фашисты готовили военный же переворот. Тут же лавировали мафиози. И периодически что-нибудь взрывалось в людном месте. Ну как тут не появиться новому оружию!

Казалось бы, чего только им не хватало там, в солнечной Италии? Но если, просматривая итальянские фильмы 60–70-х годов, волевым усилием отвести взгляд от Софи Лорен, то сразу поражаешься: какая нищета царит в интерьерах. Италия в 70-е была страной бедности, поэтому идея «свергнуть проклятых буржуев» находила горячую поддержку у немалой части населения. 
Этот бурлящий котел подогревала прекрасная вооруженность всех крупных участников конфликта. У неофашистов таинственным образом всплывало оружие прямо с армейских складов. У леваков в товарных количествах появлялись АК-47 и малогабаритные чехословацкие пистолеты-пулеметы «Скорпион», за которыми с того времени закрепилась слава оружия террористов. Чтобы отвечать на огонь АК-47, у государственных силовиков были автоматические винтовки. А вот оружия, сравнимого со «скорпионами», не было. Поэтому они отправились с заказом к основному поставщику – компании «Беретта» (Fabbrica d’Armi Pietro Beretta Gardone), старейшему европейскому производителю стрелкового оружия. Цель заказа – создание малогабаритного автоматического оружия, пригодного для скрытого ношения. 

Надо сказать, что подобный опыт у компании уже был: с 50-х годов она производила пистолет «Беретта 951», состоявший на вооружении армии Италии и некоторых других стран. На его основе создали модификацию M951R, способную вести стрельбу очередями. От стандартной ее отличали переводчик режимов стрельбы на правой стороне рамки, раскладная рукоять перед спусковой скобой и несколько удлиненный ствол. Недостатком была малая емкость магазина: он вмещал всего 8 патронов и при автоматической стрельбе с темпом больше 1000 выстрелов в минуту опустошался за одно-два нажатия на спуск. Использовать в ближнем бою оружие, которое так скоро оставляло тебя без патронов, – для этого нужно иметь стальные нервы и абсолютную координацию с товарищами, готовыми тебя прикрыть. Естественно, модель 951R потребителя особо не вдохновляла.
В 1975 году «Беретта» выпустила свой новый армейский пистолет: первую модификацию «Беретты-92», ныне всемирно знаменитой и даже эпохальной. Эта модель уже имела ударно-спусковой механизм (УСМ) двойного действия и двухрядный магазин емкостью 15 патронов. В 1981-м модификация «Беретта 92SB» поступила на вооружение итальянских карабинеров, финансовой гвардии и полиции. И вскоре после этого компания получила заказ на создание образца с возможностью ведения автоматического огня. Он был выполнен к 1983 году. Так появился герой нашей статьи – пистолет «Беретта 93R» (Beretta 93R). 
«Беретта 93R» является производной от модели 92. Фактически, 80 % деталей этих пистолетов взаимозаменяемы, что обеспечивало фирме экономию при выпуске малосерийной модели 93 и облегчало пользователям ремонт с точки зрения доступности запчастей. Две модели могли поменяться друг с другом магазинами, стволами и даже затворами (правда, стрелять очередями пистолеты после этого переставали). При создании 93R авторы постарались учесть недостатки предшественницы – малую емкость магазина и быструю трату патронов. Модель 93 получила удлиненный, выступающий из рукояти магазин. Темп стрельбы по-прежнему оставался высоким, порядка 1100 выстрелов в минуту, поэтому в УСМ Beretta 93R был введен механизм отсечки очереди: когда стрелок нажимал на спуск, пистолет делал три выстрела, после чего стрельба автоматически прекращалась до повторного нажатия. Это решение обезопасило стрелка от опустошения всего магазина «за один присест». Таким образом, при использовании удлиненного магазина на 20 патронов (21, если один патрон дополнительно заправить в ствол) стрелок имел в запасе 7 очередей по 3 выстрела. Это был уже аргумент при действиях на коротких дистанциях (тем более что накопительный ущерб из очереди в 3 патрона, как правило, сразу выводил противника из строя). 

Отсечка по три выстрела была реализована посредством зубчатого храповика, расположенного на правой стороне рукояти, между магазином и щечкой. Из-за этого рукоять получилась асимметричной – более толстой справа, что, в общем, не критично, но и к достоинствам эргономики тоже не относится. 
Предохранитель и переводчик огня расположены на левой стороне рамки, на одной оси и, надо сказать, крайне неудобно. У 92-й модели рычаг предохранителя удобно оперировался большим пальцем. У 93-й рычаг, расположенный там же, утратил функцию предохранителя и выполняет роль переводчика режимов огня: в верхнем положении – одиночными, в нижнем – очередями. Предохранителем же стал новый рычаг: мелкая «оттопырка», помещенная на ту же ось, но направленная в противоположную сторону. Выключается этот предохранитель движением вверх. Держа пистолет нормальным хватом для стрельбы, добраться до него трудно. Приходится менять хват и находить пальцем неудобный пупырышек – сделать это вслепую практически невозможно. 
К этому надо добавить, что «Беретта 93R», вследствие изменения УСМ для стрельбы очередями, лишилась функции самовзвода, которую имела модель 92. То есть стрельба возможна только с предварительным взведением курка. Взведенный курок и настороженный спуск обязывают стрелка при ношении включить предохранитель, дабы случайно не прострелить себе что-нибудь. Но «удобство» предохранителя мы уже описали выше. Поэтому некоторые им вообще не пользовались, а в боевое положение пистолет приводили взводом курка или передергиванием затвора, что для оружия, созданного в 80-е, является откровенным позором. 
Хорошим решением модели 93R является раскладная дополнительная рукоять перед спусковой скобой. Она удачно вписана в габариты и, будучи сложенной, позволяет помещать пистолет даже во многие обычные кобуры (с учетом удлиненного ствола, для которого придется проделывать дырку). Будучи разложенной, она создает стрелку дополнительную площадку для удержания, что совсем нелишне для сильно брыкающегося малогабаритного оружия, стреляющего очередями. 
Первые варианты 93R оснащались стволом с 6-щелевым дульным тормозом-компенсатором (три пары симметричных поперечных щелей на верхней полусфере ствола). Такой тип ДТК уменьшал отдачу и подброс оружия. Последующие варианты оснащались стволом с тремя продольными щелями (двумя верхними и одной нижней), которые формировали собой пламегаситель, называемый на Западе birdcage («птичья клетка»). Этот поздний вариант служит эффективным пламегасителем, но уже не позволяет рассчитывать на уменьшение отдачи. 

Что можно сказать о «Беретте 93» как о боевом оружии? Это крайне неудачная конструкция! В процессе превращения в автопистолет она лишилась самовзвода и получила неудобный предохранитель, что снизило боеготовность (другие автопистолеты, вроде CZ75FA или АПС, этого недостатка лишены: они имеют и самовзвод, и вменяемые органы управления). Введение в УСМ отсечки увеличило габариты рукояти и лишило ее симметрии («Глок 18» в некоторых вариантах также имеет отсечку по три, но австрийские конструкторы смогли решить это без деформации рукояти). За счет большого веса «Беретта» в автоматическом режиме стреляет кучнее «Глока». Но это преимущество может совсем не приниматься в расчет, поскольку практика установила: пистолеты, стреляющие автоогнем, имеют крайне узкую нишу, стрельба из них эффективна только на самых малых дистанциях; во всех иных случаях лучше стрелять одиночными. Куда важнее для автопистолета (как и для любого оружия, предназначенного для боя на близкой дистанции) – удобные органы управления. 
Строго говоря, Beretta 93R является полукустарной переделкой модели 92, выполненной в заводских условиях. В Интернете часто пишут общие фразы о том, что «“Беретта 93R” предназначена для обороны и нападения на малых дистанциях». Нет, этот пистолет мало подходит для самообороны: когда нужно проворно выхватить оружие и как можно быстрее привести его в боеготовое состояние, отсутствие самовзвода и крайне неудобный предохранитель очень мешают. В лучшем случае «Беретта 93R» подходит для государственных убийц – когда сотрудники, приходя по нужному адресу, заранее подготавливают оружие. Иные же пользователи – и армейские, и полицейские – никакого энтузиазма от этой модели не испытывали. Как пистолет она была неудобна, как пистолет-пулемет – недостаточна. Она была не лучшей даже в своем классе и уж совсем бледно выглядела по сравнению с малогабаритными пистолетами-пулеметами, которые вскоре массово появились на рынке. Большинство 93-х просто пылится в итальянских оружейках. Пользователи предпочитали Мини-Узи, МП-5 и особенно местные «Спектре». 

Но все это скучная правда жизни. Совсем иное дело – медийное измерение: здесь Beretta 93R как раз получила широчайшую популярность. Мимо такого большого, причудливого, брутального пистолета просто не могли пройти киношники и, позднее, создатели компьютерных игр. Из него на киноэкране палил очередями железяка-робокоп, отстреливался Джон Траволта, и, страшно сказать, сам Бельмондо шинковал свинцом негодяев. Его использовали и стильные герои, и рафинированные злодеи. Не первое и не последнее несовпадение между реальностью и киноэкраном – между «быть» и «казаться».
Вместе с тем, как и любой пистолет с возможностью ведения автоматического огня, «Беретта 93R» является коллекционной редкостью. Выпущено их немного, и в большинстве стран законы ставят препоны для владения подобным оружием. Поэтому Beretta 93R – желанная игрушка для многих оружейных коллекционеров и, конечно, замечательный инструмент для развлекательной стрельбы. Маленький механизм, дергающийся, будто дикий зверек, и выплевывающий свинец с сумасшедшей скоростью куда-то в сторону мишени… Море удовольствия гарантировано. 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ