Байкальский полумесяц: удивительные факты о самом глубоком озере на Земле
Ольга Фадеева –
Самое древнее. Самое глубокое. Самое большое хранилище пресной воды. Самое чистое. Самое уникальное по биоразнообразию. И даже самое солнечное место в России. В общем, самое озеро. Неудивительно, что Байкал неоднократно попадал в Книгу рекордов Гиннесса.
А началось все 70 млн лет назад, когда на месте Байкала была равнина и лишь небольшие холмы, поросшие тропическим лесом. Именно тогда в зоне контакта Сибирской и Амурской литосферных плит и начала закладываться так называемая Байкальская рифтовая система. Поначалу это были лишь прогибы земной коры – широкие и мелководные озера. Вот они-то, как считают ученые, и внесли свой неоценимый вклад в формирование уникальной фауны будущего Байкала. Ведь именно в них сохранились организмы из многочисленных мел-палеогеновых озер Монголии и Западного Китая. Только там они погибли из-за похолодания, наступившего в конце олигоцена (около 23 млн лет назад), а на Байкале сохранились и развились.
На месте современного Байкала когда-то было три озера. Сегодня они превратились в Южный, Средний и Северный байкальские бассейны, разделенные естественные барьерами.
НО ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ усиливалась, и озера расширялись, а главное – углублялись. Вокруг формировались горы и вулканы. Их извержения можно считать «виновниками» поднятия земной коры и формирования в будущем здесь высоких гор. Некогда мелководные озера начали соединяться между собой. 25–30 млн лет назад на их месте образовалась глубокая впадина – именно отсюда и начинается история собственно Байкала. А примерно 1,2 млн лет назад часть озера углубилась более чем на один километр. Менялся и климат: 3,5–2,4 млн лет назад он из влажных субтропиков превратился в сухие, а потом и вовсе стал умеренным и резко-континентальным. Но не самым холодным за историю Байкала: в последние 800 тыс. лет на некоторых его участках то и дело образовывался ледник, а в самом озере, вероятно, даже плавали айсберги.
Примерно 5–3,5 млн лет назад сформировались современные байкальские флора и фауна, его очертания береговой линии и прибрежные горы. Кстати, они есть и в самом озере: ученые считают, что на его дне затоплены самые высокие горы на Земле – высотой более 7 тыс. м.
Средняя продолжительность жизни большинства озер на планете не превышает 100–1000 лет. Возраст Байкала оценивается в 25–30 млн лет
НО БАЙКАЛ ЖИВОЙ! Он продолжает меняться (как, впрочем, и вся земная кора), о чем свидетельствует постоянная сейсмическая активность – землетрясения здесь происходят буквально каждый день (и даже чаще). Благо большинство из них почти незаметны, хотя бывают и смертоносные. За последние 150 лет на Байкале произошло более десятка землетрясений с амплитудой от 8 до 11 баллов – в городах при таких толчках рушатся здания и дороги.
А вот последние вулканы потухли здесь несколько тысяч лет назад.
Подводные скалы Байкала у мыса Соболев. Фото: Виктор Лягушкин www.lesmedia
СПЕЦИАЛИСТЫ СЧИТАЮТ, что котловина озера ежегодно расширяется, а впадина углубляется на 20 и 6 мм соответственно. Пока же ширина «планетарного колодца» колеблется от 24 до 79 км (при длине береговой линии порядка 2 тыс. км). А самая глубокая точка находится в 1642 м от поверхности (при этом средняя глубина – 744,4 м). Для сравнения – средняя глубина Мирового океана равна примерно 3700 м.
Это самое глубокое и самое большое пресноводное озеро в мире: когда поплывете по нему на каком-нибудь катере – помните: под вами около 19 % всех мировых запасов пресной воды. В Байкале ее больше, чем в пяти Великих озерах Северной Америки вместе взятых, и в 25 раз больше, чем в Ладожском озере. В Байкал впадает целых 330 речек и ручьев, при этом половину байкальской воды приносит река Селенга. Вытекает же из озера лишь одна река – Ангара.
МОРЕМ БАЙКАЛ НАЗЫВАЮТ не только из-за того, что он большой, но прежде всего из-за того, что буйный. Здесь дуют постоянные ветры, все они формируются под влиянием процессов общей циркуляции атмосферы, с учетом окружающей каймы гор и различий в температуре суши и озерной воды.
Кстати, о воде. Благодаря высокому содержанию кислорода во всей толще байкальская вода считается самой чистой в мире – специалисты сравнивают ее с дистиллированной. По этой же причине (а также потому, что постоянный ветер не дает залежаться выпавшему снегу) лед здесь прозрачен, как слеза. Весной, пока в воде мало водорослей и микроорганизмов, отдельные камни на дне Байкала видны на глубине до 40 м, летом – «всего» до 8–10.
В том числе и благодаря своей чистоте Байкал стал «колыбелью жизни» для гигантского числа видов животных, и больше половины из них – эндемики: это значит, что больше вы их нигде на Земле не встретите.
Камень покрыт зелеными корками и ветвистыми кустами - это и есть байкальские губки. Фото: Виктор Лягушкин www.lesmedia
ОДНО ИЗ САМЫХ УНИКАЛЬНЫХ (и самых очаровательных) животных озера – байкальская нерпа. Ее можно встретить в северной и средней частях Байкала, а летом – на Ушканьих островах, естественном лежбище этого животного. Ученые считают, что его прошлое было морским, а общий предок с другими видами нерп жил в Северном Ледовитом океане. Вероятно, нерпа проникла в Байкал через систему рек Енисей-Ангара в ледниковую эпоху, одновременно с байкальским омулем.
Нерпа – вершина пищевой цепочки в экосистеме Байкала, она съедает целую тонну рыбы в год, а живет до 55 лет. Единственный источник опасности для нее – человек. Но несмотря на то, что байкальские нерпы весьма пугливы, аквалангисты подплывали к ним, когда те спали в воде, прикасались и даже переворачивали с боку на бок – животные продолжали спать.
БАЙКАЛЬСКАЯ ФАУНА, в отличие от представителей Homo sapiens, не только пользуется чистотой озера, но и сама делает его чище. За качество байкальской воды нам стоит благодарить не только «химию», но и «физику» – в виде байкальской эпишуры: крошечных (1,5 мм) планктонных ракообразных, которые питаются органикой, пропуская заселенную водорослями воду через свой организм. Они же являются и основным блюдом в рационе байкальского омуля. Эта вкусная рыба семейства лососевых – подвид арктического омуля, но тоже относится к эндемикам Байкала. И еще 27 видов других рыб также обитают только здесь.
И ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО РЫБЫ! По подсчетам ученых, Байкал населяет около 2600 видов и подвидов животных, что почти в два раза больше, чем у его «соперника» – африканского озера Танганьики (второго по древности и уровню глубины). И ученые говорят, что список байкальской живности далек от завершения. Предполагается, что в будущем общее число видов байкальской фауны может достигнуть 3500, а флоры – 1500 видов и подвидов. Много ли это? Примерно столько же, сколько вмещают в себя сотни и тысячи озер Евразии, вместе взятые! Ученые называют Байкал центром биоразнообразия Евразийского континента, а люди – жемчужиной Сибири.
Но рекорды на этом не заканчиваются. В озере хватает места всем – и гигантам, и карликам. Речь, конечно, не о синих китах, а всего лишь о ресничных червях или раках-бокоплавах, самые крупные виды которых найдены именно на Байкале. Взять хотя бы акантогаммаруса, длина тела которого достигает 33 мм (для сравнения: типичные бокоплавы в других водоемах обычно не превышают в длину 10 мм).
Самые известные и наиболее ценные промысловые рыбы Байкала – байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский осетр, налим, таймень, щука. Особенно интересна живородящая рыба голомянка: она прозрачная, не имеет плавательного пузыря и на 35 % состоит из жира.
ЕЩЕ ОДНА «ФИШКА» БАЙКАЛА – его пресноводные губки. Всего два семейства: Spongilidae и Lubomirskiidae. Первые распространены по всему миру, вторые – только здесь. Зеленые кусты одного из видов эндемичного Lubomirskiidae вырастают до метра в высоту и иногда образуют настоящие подводные леса – не только зеленые. Среди байкальских губок встречаются фиолетовые, розовые, цвета слоновой кости или кофе с молоком. А в Малом море (так называют среднюю часть озера, отделенную островом Ольхон) можно найти губки-мячики – шарообразные организмы, свободно перекатывающиеся по морскому дну, как перекати-поле. Так что к Большому Барьерному рифу ехать вовсе не обязательно – у нас есть своя Сибирская Австралия!
Автор благодарит за предоставленные материалы заведующего лабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического института Сибирского отделения РАН (ЛИСО) Олега Тимошкина, а также главного научного сотрудника ЛИСО, выдающегося исследователя Байкала Павла Шерстянкина.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.