Баланс ценностей

Чтобы менять жизнь к лучшему, нужно всего одно условие: правильный и своевременный выбор. Но как его сделать? О главных принципах верных решений спросим у человека, который привык их принимать: кандидата в депутаты Госдумы, предпринимателя, сопредседателя Общественного движения «Дальневосточный гектар» Александра Новикова.

 
Камилла Андреева: Александр Иванович, чем руководствуется человек, стоящий перед выбором?

Александр Новиков: На сознательный выбор очень сильно влияет система ценностей, которая постепенно складывается у человека за всю его сознательную жизнь. Она зависит от многого, но серьезно – от того, как рос и воспитывался человек. Конечно, какая-то часть закладывается еще и с генетическим кодом, который передается от родителей.

 

КА: Очень часто человек ограничен в выборе, так как изначально он живет в определенной среде. Может быть, он хотел бы себе других родителей, а ему дан только вот этот вариант, и тут уже от него ничего не зависит.

АН: Абсолютно с тобой не согласен. Люди меняют свою жизнь. Я вот из обычной рабоче-крестьянской семьи: мои родители приехали из белорусской деревни в Донецк на комсомольскую стройку. Отец работал на шахте, мать в котельной. Кто они были? Или я специально выбирал эту семью? Ничего не выбирал. Но при этом, ничто не помешало мне с годами сформировать свою точку зрения, поездить по миру, научиться принимать решения и стать тем человеком, которым я стал.

 

КА: Хорошо, давайте посмотрим на ситуацию шире. Мы родились не только в семье, которую не выбирали, но и в стране, которую не выбирали. И здесь мы уж точно ни на что не можем повлиять.

АН: На самом деле мы можем повлиять на все.

Другой разговор, что для этого нужно иметь достаточно высокий уровень культуры, твердый характер и огромную силу воли. И конечно, мы будем зависеть друг от друга и корректировать свой Выбор с учетом Законов и общественных норм. И это хорошо.

 

КА: Если на улице провести опрос населения, многие скажут, что им не нравится жить в нашей стране, но своей причастности к этому они не видят. «Я ничего не могу сделать, за меня так решили!»

АН: Ну, это бесхарактерность, понимаешь? Отсутствие гражданской позиции. Это наивность, глупость…

Последнее время нас очень здорово ориентировали в сторону формирования только лишь материальных ценностей. А в моем понимании ценности – это ориентир в любом выборе, и они всегда должны быть сбалансированы.

Перекос в одну из сторон всегда ведет к каким-то неприятностям. Например, в Советском Союзе был перекос в сторону нематериальных, духовных ценностей. То есть, человек что-то делал не потому, что ему платили за это, а потому, что он считал это правильным.

И этот перекос привел к обнищанию общества и кризису, который развалил всю систему. Привел к тому, что мы материально отстали от всего остального мира.

Сейчас происходит то же самое, только наоборот. Мы забыли про свои духовные корни, про то, что мы люди. Мы посчитали, что материальные ценности гораздо важнее духовных.

Что это значит на практике? Это значит, что за деньги можно все. Можно нарушить все законы, все культурные нормы, сломать все духовные ценности. Можно, если есть только материальные.

А это само собой приведет к очередному кризису! К сожалению…

 

КА: Подождите, но кто-то же должен нести в массы вот эту идеологию? Кто-то должен пропагандировать духовные ценности? В Советском Союзе этим занималось государство!

АН: Да. Государство и верхушка общества должны заботиться не только о формировании материальных ценностей, но обязательно и о формировании нематериальных ценностей.

Всегда кто-то становится лидером общества. Общества, построенного по аналогии с пирамидой. Чем выше слой в пирамиде, тем он меньше, но тем больше у него влияния на остальных членов общества.

Так вот, чтобы позиционировать себя в этой пирамиде, верхушка общества должна беречь все нижние слои, потому что она будет наверху – парадоксальная вещь – только тогда, когда общество существует и развивается.

Часто люди, которые управляют нашим государством, забывают, что нужно не только захватить власть, но еще и правильно ее применять. Власть должна работать в целях сохранения и развития общества, иначе Общество развалится, и верхушка будет не нужна.

 

КА: Может быть, у нас перекос в сторону материальных ценностей потому, что сейчас не все законы исполняются? Человек в нашем государстве точно знает, что он может обойти закон. Заплатить и не быть наказанными.

АН: Нас в детстве воспитывают родители и говорят: нельзя брать чужое. Неважно, почему. Нельзя! Нельзя обманывать. Нельзя обижать старших. И так далее.

Вырабатываются некие человеческие нормы и правила существования в обществе. Это и есть те ценности, относительно которых существует общество. А если эти ценности умирают, то тогда можно все. Например, можно сделать так, чтобы один работал, а другой нет. Если кто-то оказался на хлебной должности, то он считает, что все заработанное обществом может «перераспределить» в свой карман.

Понятно, что нельзя брать взятки, но современный человек думает: «Да. Нельзя. Но деньги – это все-таки хорошо, это важнее!»

 

КА: И очень заманчиво!

АН: И он берет. То есть, материальные ценности начинают превосходить духовные. Нарушается баланс. А это приводит к чему?  Это приводит к кризису. К войне и перевороту. Если кто-то может спокойно, пользуясь своим служебным положением, перераспределять результаты моего труда в свой карман, то я говорю себе: «Почему я должен здесь горбатиться, зарабатывая три копейки, а весь куш забирает тот, кто сидит на хлебной должности? Я тоже пойду туда делить не мною заработанное».

Я и ребенка своего буду воспитывать соответственно: вырастешь – будь чиновником, это хлебное место. И человек постепенно понимает: зачем производить – надо делить! Делить и перераспределять. И желательно в свой карман. Чем больше общество, тем меньше заметно, как ты делишь.

Таким образом, рано или поздно тех, кто производит, нужно будет палкой заставлять работать. И если этого не сделать, то общество развалится. Потому что придет момент, когда большая часть общества скажет: «А зачем мы будем работать? Будем лучше делить!».

А делить будет нечего. Материальные ценности имеют одну плохую черту – они со временем заканчиваются. И в результате в какой-то момент их станет недостаточно на всех, а это приведет к войне. Да, к сожалению!

Это то, что произошло сейчас на Украине. По моему глубокому убеждению, там идет просто передел собственности. Передел материальных ценностей. И все.

 

КА: Можно ведь как-то остановить или изменить ситуацию?

АН: Конечно. Надо возвращаться к слову «культура» и к балансу материальных и духовных ценностей.

Если мы сами не сообразим и не скажем «стоп», то придем к кризису, к пониманию того, что нужно по-новому что-то созидать, иначе – голод и нищета.

Культура – это слово, которое должно лежать в основе любого общества, любого государства. Министр культуры в государстве должен быть первым заместителем президента, как минимум, и решать, в том числе, любые вопросы внешней и внутренней политики.

 

КА: В нашей стране сейчас уровень культуры достаточно низкий, и для возрождения нужно очень много времени. Это же не делается за год-два…

АН: Но это надо делать!

Культура формируется долго, годами, но движение информации сегодня быстрее, коммуникативность общества выше. Поэтому, может быть, и культура сформируется быстрее.

Но дело даже не в том, сколько она будет формироваться. Вопрос в том, что в какой-то момент нужно сказать «стоп», и осознать, что дальше тупик!

 

КА: Кто скажет?

АН: Кто-то скажет. Потому что цивилизация – это, в любом случае, система саморегулирующаяся.

Когда мы говорим: «началась война, это плохо» – это, конечно, плохо. Но мы никогда не задумываемся, что мы сами ее и готовим…

Мы внутри готовы к этой войне, мы хотим эту войну, понимаешь? Это наши ошибки, мы сами довели себя до этой войны. Довели тем, что не имели гражданской позиции, что не могли или не хотели говорить правду друг другу.

Мы думаем одно, делаем другое, а говорим третье. Тройная мораль. Война – это как механизм регулирования баланса, который мы нарушили, вот и все.

 

КА: Прежде всего, наверное, все должны ходить на выборы?

АН: Выборы – это, может быть, и не до конца справедливая ситуация, потому что люди, прожившие 50 лет и 20, имеют разные знания и опыт, а это очень важно.

От выбора зависит существование всего общества в дальнейшем. Но дело не только в этом. По закону все люди, достигшие 18-летнего возраста, имеют избирательное право. И каждый должен пойти и проголосовать.

Это только кажется, что от меня конкретно ничего не зависит. От меня одного – нет. Но если таких, как я, сто тысяч или миллион, и все пошли голосовать или не пошли, то зависит, и очень сильно. И даже если выборы будут каким-то образом  подтасованы (а такое вполне возможно с нынешним уровнем коррупции и технологий, и не только в нашей стране), рано или поздно все равно получится так, как хочет общество – его побороть нельзя, его можно только уничтожить. 


 

КА: Ну, а как вот человеку сделать свой выбор? Большинство обычных людей, которые должны прийти на выборы, не знают кандидатов из предложенного списка. Говорят все красиво, а толку ноль.

АН: Так это и есть гражданская позиция.

Обязательно нужно знать этих людей, нужно понять, какого человека ты выбираешь! И это принципиальный вопрос. Когда ты идешь покупать холодильник в магазин, ты же изучаешь рынок, цены, качество, и к этому относишься весьма серьезно. А когда идешь на выборы людей, от которых зависит твоя жизнь, то относишься к ситуации спустя рукава. Ты должен поинтересоваться, что за человек, откуда он взялся, что в жизни сделал хорошего и что из себя представляет. Поинтересоваться его взглядами на разные стороны жизни.

 

КА: Но зачастую в предвыборной кампании много врут. Как различить правду и ложь?

АН: Так и не надо слушать.

То, что говорят в предвыборной кампании, это только обещания. Только предположение того, что могло бы быть. Надо же реально смотреть на вещи. Никто ещё не выполнил все свои предвыборные обещания, их задача – сделать так, чтобы мы купились на материальное. Вот и все. Потому что обещания – это блеф. Не надо этому верить.

 

КА: Давайте от порядка в голове перейдем к порядку на улицах.

Мы можем наводить порядок на какой-то своей маленькой территории, в своей квартире. Но когда мы выходим за её пределы, то попадаем в другую среду, часто неприятную для себя. Например, в арке моего дома всегда оставляют пакеты с мусором соседи, живущие в этом же доме.

АН: А это относится к слову «ответственность»! Ответственность каждого человека за то, что он делает, которая, в свою очередь, должна быть связана со словом «наказание» и неотвратимостью его исполнения.

Потому что Ответственность – это осознание возможности наказания. Почему в семье мы не мусорим? Потому что мы чувствуем ответственность друг перед другом, например, наказанием может стать обида близкого человека.

 

КА: Но получается, что в нашем обществе нет неотвратимости наказания. Исходя из этого, мы имеем и все остальное – плохие продукты, плохие дороги...

АН: Да, потому что нет персональной ответственности за то, что мы совершаем.

Начиная с нас, обычных граждан, и заканчивая самой верхушкой пирамиды. Мы должны чувствовать эту персональную ответственность. Она же формируется сверху вниз точно так же, как и пирамида в обществе. И если кому-то можно, то всем остальным тоже хочется. Поэтому мы все должны жить по одним законам.

 

КА: Видимо, в нашей стране все нужно возрождать.

АН: Не только в нашей стране, а в мире в целом.

В настоящий момент человечество идет в сторону деградации, потому что нарушен самый главный принцип – принцип справедливости, правильной оценки нашего творческого труда.

Потому что мы хотели бы получать за свой творческий труд ровно столько, сколько мы на него затратили сил. Но сегодня нет мерила труда, и это приводит к уменьшению его эффективности. Просыпаясь утром, мы говорим: ну, чего я буду горбатиться, если мне за это все равно не заплатят или заплатят мизер?

 

КА: Лучше вообще не пойду.

АН: Или буду трудиться спустя рукава. Или лучше посижу в интернете. Потому что понимаю, что мой творческий труд на самом деле стоит гораздо больше, чем труд человека, который это оценивает. Но ему из общей корзины созданного богатства отваливается больше, чем мне за то, что я это создал. И все! Я говорю себе: зачем мне создавать, я лучше буду оценивать всех остальных. Делить.

 

КА: Хотела еще поговорить про такие простые вещи, как плохие продукты.

Почему за сыром мы едем в Финляндию? - А потому что наш сделан из пальмового масла. Вот меня всегда удивляло, как человек может травить других из жажды наживы, нисколько не заботясь о своей репутации и качестве товара?

АН: Потому что его так воспитывали. Ему не привили духовные ценности, Вот и все.

 

КА: Поэтому, наверно, исчезли эти маленькие лавки, магазинчики, где булочник испек свой особенный хлеб и этим гордится...

АН: Кстати, ты сейчас затронула очень важную тему – профессию.

Вот когда-то, на заре создания общества, был процесс созидания, и были лиги разных профессионалов, а сегодня это стало как-то все очень размыто.

Очень важная забытая тема – это сохранение профессии и профессионализма. Каждый человек должен заниматься своим делом и развиваться в том направлении, в котором сложилась его судьба. Нужно любить свою профессию, беречь и передавать знания, опыт и традиции в ней. И только это может быть основой развития общества.


 

КА: Мне кажется, что если ты что-то производишь и сам этим гордишься, то тогда изменится и общество, и отношение к этому. Поэтому что-то производить, только чтобы зарабатывать деньги, должно быть неинтересно.

АН: Слова «должно быть» не подходят.

Сегодня молодежи с самого начала говорят: «Ребята, неважно, как это выглядит – важно, за сколько вы это продадите!»

 

КА: А не стыдно, когда твою продукцию ругают, на чем свет стоит?

АН: А что значит «стыдно» или «не стыдно»? Мы же тоже члены этого общества, но почему-то помалкиваем.

Мы же сами воспитываем своих детей точно так же. Вот ты спроси в редакции, кто о чем мечтает? Большинство из них скажет «хочу машину купить», «хочу квартиру купить», «хочу красивое платье на свадьбу». Но практически никто не скажет: хочу стать лучшим дизайнером или редактором в стране.

А самое главное, что часто этому учат родители. Я регулярно сталкиваюсь с этим и слышу от родителей, что для детей важно найти работу с хорошей оплатой. Все равно какую, главное, чтобы платили много.

 

КА: Ну, может, это последствия вот того идеологического воспитания, когда материального не было, и теперь люди его хотят получить. Они настрадались, и они уже действительно хотят этот холодильник, он им физически нужен.

АН: Секундочку. Кто настрадался-то? Поколение, которое настрадалось, –  оно как раз больше всего задумывается о тех духовных ценностях, которые уходят из нашей жизни. А новое поколение – да плевали они на этих стариков, они думают о своём, вот какая беда. Не все, конечно, но тенденция есть!

 

КА: Сейчас существует большой разрыв между очень богатыми и бедными. Богатая жизнь афишируется, люди видят это по телевизору и, естественно, к этому стремятся. А куда деваться?

АН: Именно на этом нас и воспитывают! Такая нынче политика той верхней прослойки, которая влияет на развитие общества.

В нас воспитывают преклонение перед материальными ценностями, забыв про духовные. Вот такой перегиб получился. Все остальные последствия именно из-за этого.

 

КА: Значит, мы везде гонимся за прибылью, но не за качеством.

АН: Потому что нарушен принцип справедливости: те, кто работают, не едят.

Просто в некоторых условиях нам надо выживать – так заставляет общество. По-другому нельзя. Такие правила. Если общество поймет, что надо просто всем работать и зарабатывать своим трудом, и эти доходы будут правильно оценены, хотя бы более или менее справедливо, то у нас будет все хорошо и мы будем довольны. И обязательно будем стремиться эти доходы увеличить – за счет творческого труда, за счет знания, за счет вложений в Общество благодаря этому труду.

А значит, и получать от своего общества сможем больше!

Читать эту статью в онлайн версии журнала "ММ": 

//21mm.ru/arkhiv/reader/?journal=342#64


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ