Багдадская батарея – загадка для физиков

В конце 1930-х годов немецкий археолог Вильгельм Кёниг (Wilhelm Konig) работал на раскопках древнего парфянского поселения Худжут-Рабу близ Багдада. Там он нашел желтую глиняную вазу с медным цилиндром внутри. Этот артефакт мог бы храниться в Национальном музее Ирака с обыкновенной для таких случаев пометкой – «предназначение не ясно», если бы Кёниг не заметил сходства предмета с современной батарейкой. Правда, батарея была изобретена Алессандро Вольта только в 1800 году, и между его открытием и багдадской находкой – больше двух тысяч лет.

Багдадская батарея в разрезе Фото: Stan Sherer bag-ok.blogspot.com

Глиняный сосуд высотой 13 см, размером с кулак человека. Горлышко залито битумом – твердой смолой, которую обычно используют для гидроизоляции. Сквозь битум пущен железный прут. Внутри его окружает медный цилиндр, края которого спаяны оловянно-свинцовым сплавом. Если наполнить чашу кислотой или щелочью, например уксусом или вином, то получится примитивный гальванический элемент, батарейка с очень слабой мощностью. Ее едва ли хватит, чтобы нанести хоть сколько-нибудь ощутимый удар током, и для освещения она тоже не годится.

Селение Худжут-Рабу относится к парфянскому царству, существовавшему с 250 годов до н. э. до 220 г. н. э. Прекрасные воины, парфяне отнюдь не были покровителями науки. Вероятно, «батарейка» к ним пришла от более развитых цивилизаций прошлого. Например, от шумеров, на чьем научном счету изобретение письменности, законов и колеса. Если парфяне только унаследовали артефакт, то преемниками они оказались не самыми ответственными: в течение тысячелетий подобные батарейки больше не создавались на землях современного Ирака, секрет их оказался забыт. Не нашли археологи ни проводов, ни упоминаний электричества, ни доказательств того, что ваза использовалась в качестве батарейки.


Вильгельм Кёниг устроил рейд по музейным хранилищам Ирака, пытаясь найти хоть что-то, похожее на его находку или объясняющее ее. Он был уверен, что отыскал самую древнюю в мире батарейку, и стремился это доказать. Однажды ему в руки попали медные посеребренные вазы из руин городов в южной части Ирака. Серебро на поверхность ваз было нанесено электролитическим методом. С помощью этого подхода – гальваностегии – можно нанести один металл на другой, например серебро на медь, используя электричество.


В 1940 году Кёниг опубликовал статью о «багдадской чаше», где высказал и свою идею о гальваностегии, но из-за тягот Второй мировой войны работа осталась практически незамеченной. Пока в 1947 году американский физик Уиллард Грей (Willard F. M. Gray), сотрудник лаборатории высоких напряжений компании General Electric (Питтсфилд, Массачусетс), не создал точную копию батареи. В качестве электролита американский инженер использовал сульфат меди. Его реплика давала электрический ток напряжением в 1–2 вольта.

Измерение напряжения тока от реплики багдадской батареи Фото: Stan Sherer bag-ok.blogspot.com

В 1978 году немецкий египтолог Арне Эггебрехт (Arne Eggebrecht) из Музея Рёмера и Пелицеуса тоже изготовил аналог багдадской батарейки, использовав в качестве электролита свежевыжатый виноградный сок, который наверняка был доступен жителям Худжут-Рабу. Эггебрехт пытался доказать теорию Кёнига и с помощью своей копии позолотил статую Осириса. Слой золота оказался очень тонким, и для покрытия понадобился десяток батарей, но опыт оказался успешным. Правда, вот незадача: никаких фотографий и других свидетельств после этого эксперимента не осталось. Не помнят его и те, кто работал с Эггебрехтом в музее в 1978 году.

Археологи и историки настроены скептически: даже если багдадская батарейка и сконструирована как современные аккумуляторы, это не значит, что именно так ее использовали в древности. Сосуд с подобным механизмом внутри могли применять в медицине, например. Китайские врачи до сих пор практикуют терапевтическое иглоукалывание вместе с ударами электрическим током, а вавилонские лекари использовали электрических скатов в качестве обезболивающего средства. Правда, сила напряжения, доступная багдадской батарее, слишком мала для этого.

Возможно, батареи использовались для питания древнего электрического осветительного прибора. Барельеф в храмовом комплексе Дендеры в Египте, по-видимому, показывает этот процес

Доктор Пол Креддок (Paul Craddock), сотрудник британского музея, считает, что соединенные вместе багдадские батареи могли быть использованы жрецами для устрашения. Если конструкцию установить внутри идола, то любой, кто его коснется, будет получать слабый, но ощутимый удар током. Объяснение может быть и куда более прозаичным. Некоторые археологи считают, что багдадская ваза могла быть предназначена для обычного хранения свитков. Может быть, парфяне даже не подозревали о загадочных свойствах изобретения.

В музеях по всему миру ваз, аналогичных этой, может храниться еще очень много, но определить в них батарею можно, только если все другие элементы на месте. Это почти невозможно, потому что археологические находки редко попадают в руки ученых абсолютно целыми.

В 2003 году Национальный музей Ирака разграбили мародеры. Фото: AP Photo/ Jerome Delay

Всего археологами было найдено 12 багдадских чаш. Все они хранились в Национальном музее Ирака, но в 2003 году он был разграблен мародерами. Из хранилищ и залов украли больше 15 тыс. экспонатов, в том числе багдадские вазы. Правда, музей сумел вернуть часть похищенного, и некоторые из сосудов еще можно увидеть в Багдаде.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ