Автонавигатор: возьми меня с собой!

«Простите, как отсюда проехать в центр?» – слышать такой привычный вопрос современный горожанин будет с каждым днем все реже. Почему? Да потому, что теперь водитель обращается с ним не к случайному прохожему, а к автонавигатору. Дитя конверсии, плод трудов лучших умов военно-промышленного комплекса, он вошел в мирную жизнь и уже успел сделаться почти таким же незаменимым, как мобильный телефон.

Автор: Анна Маляева

Производство и использование обычных гражданских автонавигаторов, являющихся частью навигационных систем, плотно соприкасается со сферой политических интересов государства. Обслуживание навигационной системы GPS обходится Соединенным Штатам примерно в 400 млн долларов в год, но она окупается в народном хозяйстве, не говоря уже о ее эффективности для ВПК. GPS-навигатор полностью зависит от работы американских спутников, которые находятся под контролем военного ведомства США. В этом свете становится понятным желание других стран, в том числе и России, иметь собственные навигационные системы.

Пока отечественные умы бьются над тем, чтобы «догнать и перегнать Америку», выводя на орбиту новые спутники и оснащая оборудованием ГЛОНАСС общественный транспорт и военную технику, на рынке автонавигаторов продолжают преобладать приборы, использующие GPS. Полтора года назад в России заговорили о повышении пошлин на ввозимое навигационное оборудование с поддержкой только GPS. Заградительные пошлины будут введены, как только в продаже появится отечественная продукция, созданная на базе новых чипов ГЛОНАСС + GPS от ЗАО «КБ НАВИС». При этом правительство обещает «обнулить» пошлины на двух- или трехсистемные приемники, использующие ГЛОНАСС и Galileo. В общем, скоро нам придется решать, чем руководствоваться при выборе автонавигатора: практичностью, патриотизмом или и тем и другим одновременно. А пока посмотрим, как он работает.

Принцип действия автонавигатора довольно прост. Он принимает сигналы сразу от нескольких искусственных спутников навигационной системы, а опираясь на эти данные, определяет свое местонахождение и выдает на экран соответствующую информацию. Максимальная точность в определении координат возможна, когда в зоне прямой видимости приемника находятся сразу четыре спутника.

Вообще портативный навигатор – спутник путешественников, охотников, рыбаков и курьеров – как и большинство чудес техники вроде медиаплеера, фотоаппарата и пейджера, постепенно становится естественной составляющей мобильника. Возможно, кому-то его соколиный взор позволяет оценивать ситуацию на дороге даже во время интенсивного движения с помощью небольшого экрана сотового телефона. Однако большинство отдают предпочтение именно автонавигатору: его неоспоримое преимущество – крупная подробная картинка на большом дисплее.

Как утверждают специалисты, интеграция GPS и ГЛОНАСС в перспективе способна заметно улучшить качество навигационных услуг для пользователей

При включении навигатор определяет свое местоположение, а также текущее время и расположение доступных спутников. Эту информацию передают все спутники навигационной системы, и называется она альманахом. Время жизни альманаха – 2–3 месяца. Старт навигатора может быть достаточно быстрым (около минуты), если он содержит актуальный альманах – это называется «теплый старт». Если приемник новый или давно не использовался, он вынужден получать новый альманах. Тогда «холодный старт» может занять и 15 минут.

Ошибки в работу навигатора может вносить плотная городская застройка, рельеф местности, погода, кроны деревьев, бытовые радиоприборы, кузов автомобиля.

Решив обзавестись путевым помощником, автолюбитель рискует купить «кота в мешке», ведь в дополнение к навигационным функциям производитель часто наделяет приборы массой других возможностей, что существенно влияет на их цену. Это значит, что перед выбором необходимо решить: чего же мы ждем от своего автонавигатора и какую сумму готовы на него потратить.

Если исходить из соображений экономии, лучше отказаться от мультимедийных «наворотов» в пользу качественной навигации. Рассмотрим бюджетную модель без множества дополнительных функций – Mio Moov M400 от компании Mio Technology. Цена модели на отечественном рынке колеблется в пределах 3–4 тысяч рублей.

Четкую работу этого прибора (без характерных для многих дешевых моделей зависаний при смене масштаба карты или уходе с заданного маршрута) обеспечивают процессор 400 МГц, оперативная память 128 Мб и 2 Гб памяти для хранения данных. Дизайн M400 максимально прост: на лицевой стороне никаких элементов, кроме сенсорного антибликового цветного экрана диагональю 4,3 дюйма его поверхность защищена специальным пластиком). Питается навигатор от встроенного аккумулятора или прикуривателя автомобиля, шнур входит в комплект поставки. С PC связь осуществляется через miniUSB 2.0.

В конце прошлого года компания Mio выпустила на российский рынок обновленную модель навигатора М400 с ПО от «Навител». Главное меню программы простое и удобное. Карта России для «Навител Навигатор 3.5» включает информацию о 118 000 городов и населенных пунктов, кроме того, в распоряжении пользователя детализированные карты Белоруссии и Украины. Точки POI – Points of Interest (объекты, интересующие водителя), которых только на российской карте отмечено более 300 000, помогают без труда найти ближайшую АЗС, ГИБДД, станцию метро, кафе, больницу, гостиницу и многое другое.

Mio Moov M400
Mio Moov M400 прокладывает самый удобный маршрут до заданной точки и запоминает его, а также автоматически выбирает нужную полосу движения. Создатели навигатора снабдили его функцией предупреждения водителя об установленных на дорогах приборах для измерения скорости. Для карт на протяжении всего срока службы навигатора на сайте www.navitel.su доступны бесплатные обновления. 

Кто есть кто в мире спутниковой навигации:

GPS (Global Positioning System, первоначальное название – NAVSTAR). Система спутниковой навигации, принадлежащая министерству обороны США. На сегодняшний день это единственная полностью работающая навигационная система.

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Принадлежит министерству обороны России. Находится на этапе повторного развертывания спутниковой группировки.

Galileo (европейская система, находящаяся на этапе создания). Над своими спутниковыми навигационными системами работают также Китай (Бэйдоу) и Индия (IRNSS).

Навигационные конкуренты на территории России – GPS и ГЛОНАСС – имеют двойное назначение: военное и гражданское. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях на высоте примерно 20 тыс. км. Аппараты ГЛОНАСС находятся ниже (около 19 тыс. км) и расположены в трех плоскостях. Номинальное количество спутников в обеих системах – 24. Группировка GPS полностью укомплектована в апреле 1994 года и с тех пор поддерживается. Российская система ГЛОНАСС начала формироваться в 1982 году, полностью была развернута в декабре 1995-го, потом из-за недостатка финансирования значительно деградировала, а сейчас активно восстанавливается.

Навигаторы с аналогичными характеристиками от основных конкурентов Mio – компаний Garmin и TomTom – стоят в среднем на 2 тысячи рублей дороже. Добавление к навигационным функциям всевозможных мультимедийных опций (например, встроенного MP3-плеера или FM-передатчика, позволяющего выводить звук на штатную аудиосистему автомобиля) «дает возможность насладиться по-настоящему качественным звуком», «скоротать время в автомобиле за просмотром фильма» и… перемещает автонавигатор в другой ценовой сегмент.

Чтобы познакомиться с принципиально новыми навигационными возможностями, обратимся к солидному представителю «среднего класса» среди автонавигаторов – Garmin Nuvi 3760T Россия. Его цена – 14–15 тысяч рублей.

Диагональ сенсорного дисплея у этой модели такая же, как у Mio Moov M400 – 4,3 дюйма, однако он позволяет использовать несколько видов касаний (ему будут понятны не только щелчок и двойной щелчок, но и «перелистывание картинки» легким прикосновением). Толщина прибора вдвое меньше: всего 9 мм. Процессор HotFix 333 МГц, 128 Мб оперативной памяти и карта памяти microSD для хранения данных (которая, к сожалению, не входит в комплект) обеспечивают выполнение всех операций без малейших задержек и рывков. Nuvi 3760 использует фирменное навигационное ПО, для работы с которым нет необходимости читать руководство по эксплуатации – все и так понятно.

На службе у обладателя Nuvi 3760T несколько интересных навигационных функций. Например, trafficTrends: навигатор автоматически изучает транспортный поток в разное время суток и на основании собственных расчетов предлагает более удобный маршрут для конкретного часа и дня недели, прогнозируя время прибытия в заданный пункт. Функция myTrends позволяет прибору запоминать маршрут и в дальнейшем после начала движения угадывать, куда же именно вы собрались, еще до выбора на дисплее пункта назначения. Прибор реалистично отображает на экране дорожные знаки и перекрестки, нужную полосу движения отмечает стрелкой, проговаривает названия улиц – не просто сообщает, что «через 200 метров поворот налево», а на какую улицу надо повернуть.

Nuvi 3760

Установив через Bluetooth связь между навигатором и мобильником, вы можете «освободить руки от телефона» (функция hands-free): не отвлекаясь от управления автомобилем, использовать для разговора встроенный микрофон и динамик навигатора. Для ответа на входящий вызов нужно просто коснуться экрана. Возможно, кого-то заинтересует «зеленая» функция прибора, отслеживающая расход топлива и позволяющая произвести расчет наиболее эффективного маршрута с точки зрения экологичности.

Самое замечательное, что благодаря встроенному приемнику трафика FM TMC и бесплатным обновлениям с неограниченным сроком действия Nuvi предупредит о приближении к транспортной пробке и поможет ее объехать. Если же вы все-таки окажетесь в дорожном заторе, у вас высвободится время для оценки дополнительных опций: приложения для просмотра фотографий, мирового времени по всем часовым поясам, калькулятора для конвертации и даже будильника.

Сориентироваться на рынке автонавигаторов сегодня непросто. Дороговизна далеко не всегда говорит о качестве прибора, точно так же, как доступная цена не всегда указывает на простоту и отказ от всего лишнего. Среди предложений есть дешевые модели, «зависающие» на каждом шагу, и очень дорогие устройства, нашпигованные опциями, которые никогда не пригодятся рядовому водителю. Несмотря на это, даже влаго- и пыленепроницаемые модели для начинающих «агентов 007», начиненные подробными картами Атлантики, включая береговые линии рек и озер, шоссе и основные аэропорты, находят своих покупателей, не говоря уже об украшенных стразами гламурных автонавигаторах для прекрасных дам.

Справедливости ради нужно сказать, что качественное «железо» (т.е. сам прибор) и продвинутое ПО – это еще не все. О последней и наиважнейшей составляющей нашего путевого помощника мы упомянули лишь вскользь. Даже самый распрекрасный и баснословно дорогой автонавигатор превратится в бесполезную игрушку, если в него не заложены карты нужного вам населенного пункта. Именно это обстоятельство, напрямую связанное с необъятными просторами России-матушки, является причиной меньшей популярности автонавигаторов у отечественных автолюбителей (исключая обитателей мегаполисов) в сравнении, скажем, с европейцами.

Одни производители навигаторов начиняют свои приборы специально разработанным «родным» ПО – например, так поступает Garmin. Другие «затачивают» свою продукцию под уже существующие навигационные программы, как в нашем примере с Mio, который работает с ПО «Навител». При этом разработчиком карт для России может являться третья компания-производитель. У россиян наибольшей популярностью пользуются карты от «ТелеАтлас», «Навиком» и «Навител». Купив навигатор с картами от одного производителя, заменить их на другие будет очень трудно. Чисто технически это сделать можно, но тот, кто знает, как именно это делается, скорее всего, не читает эту статью, а всем, кто не обладает этим «тайным знанием», проще купить другой навигатор с другим ПО и картами.

Выяснив, как «эта штука» работает, мы подошли к сути проблемы: как же выбрать автонавигатор? Вот семь простых рекомендаций:


Не спешите! Внимательно ознакомьтесь с навигационным обеспечением приборов: какое установлено ПО, какие карты входят в базовый комплект, а за что, возможно, придется доплачивать. Множество автонавигаторов имеют только предустановленные карты Москвы, Подмосковья и Питера, а карты других регионов могут быть недоступны даже за отдельную плату. Например, вряд ли Mio решит отдельно закупать у TeleAtlas карту Липецка, а у Garmin она есть в базовом комплекте. Попросите продавца найти на карте навигатора интересующие вас места назначения: города, поселки. Убедитесь, что они отображаются достаточно подробно, а не являются просто точками на карте. Выбрав прибор, оснащенный картами вашего региона, проверьте, как он поведет вас по маршруту в демонстрационном режиме. Протестируйте навигаторы, задав старт и финиш известного вам маршрута. Сравните пути, построенные приборами: какой из них справился лучше? Оцените удобство интерфейса. Уточните, как обновляются карты: платно/бесплатно, в течение какого срока обновления будут доступны, насколько сложна процедура обновления. Только теперь обратите внимание на «видео-медиа-возможности».

Ну и последнее, о чем стоит поговорить. А нужен ли он вообще, этот навигатор? И если да, то кому? За себя отвечу: в большом городе он просто незаменим для водителя-«чайника». По родному району ездишь уверенно, а выехав за его пределы, теряешься: и за знаками следи, и пешеходов не дави, и с маршрута не сбейся. Маршрут автонавигатор в этом случае очень кстати берет на себя: улицы подписывает, о поворотах и перестроениях заранее предупреждает. Красота! Примерно те же чувства, думаю, испытает и гость мегаполиса из провинции: автонавигатор, пусть по кривой, но выведет к искомой точке. Остается открытым вопрос – нужен ли ему будет путевой помощник в родном Нижнем Тагиле или Ростове-на-Дону, где он и без того знает каждый поворот? Но навигатор обязательно пригодится каждому, кто пускается в путешествие: на трассе он предупредит о приближении к повороту, населенному пункту или посту ГАИ, сообщит о превышении допустимой скорости, не даст заблудиться в поисках достопримечательностей, кафе или АЗС.

Так что давайте пользоваться автонавигаторами. Чем больше их будет, тем активнее будут создаваться новые, более подробные карты, продуктивнее заработают различные сервисы, построенные на обратной связи (например, оповещение о пробках). Развитие возможностей отечественной автонавигации сейчас во многом зависит от нас.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ