Автодом . Лучшее средство для путешествий

Фирменный знак одного из старейших клубов американских караванеров – улитка. Этот знак говорит не о скорости передвижения, а о том, что путешественник может покорять пространство, не покидая собственного дома.

США, огромная страна с хорошими дорогами и отличными автомобилями, не могла не стать мировым лидером автотуризма. Она им и стала, подарив нам идею оптимальной организации путешествия – автодома.

Принято считать, что такой способ перемещения не от хорошей жизни придумали переселенцы на Дикий Запад. Они так обустраивали дома на колесах, чтобы с домочадцами и со всем скарбом на конной тяге пересечь страну и, выбрав место посимпатичнее, остановиться и осмотреться. Не понравилось лысое пастбище или соседи попались недобрые – поехали дальше. А если все хорошо, то дом можно снять с колес и начать обустраивать ранчо. Автономность и свобода перемещения – эти преимущества мобильных домов оказались вновь востребованными в ХХ веке.


Многие пионеры российского автотуризма спали прямо в салоне автомобиля. «Победа» и «Волга» подходили для этой цели идеально – сиденья раскладывались полностью, образуя тесный, но ровный диван. Чтобы устроиться на ночь с удобствами, брали с собой палатки. Пределом мечтаний был прицеп-палатка «Скиф»: 15 м2 жилого пространства (при этом в палатке можно было стоять в полный рост), мягкий уголок, веранда, кухонный блок... Но вот со стоянками автолюбители испытывали массу проблем. Только в середине 70-х, опять же по примеру США, в стране появились кемпинги, в основном в прибалтийских республиках.

В послевоенные годы это стало одним из самых популярных видов туризма там, где хорошо развиты дорожная сеть и система кемпингов: в Германии, Англии и Франции. В СССР автотуризм развивался с большим запозданием. В 50-е годы была предпринята попытка организовать прокат автомобилей для населения, но она не увенчалась успехом. Автомобильный туризм приобрел массовый характер только в начале 70-х, с появлением народного автомобиля – «Жигулей» ВАЗ 2101. Автодомов тогда не было и в помине.

Сегодня Россия на одном из последних мест в Европе по количеству автодомов на душу населения. Но число любителей такого отдыха растет стремительными темпами. Пять лет назад появился Всероссийский клуб караванеров, который ежегодно принимает в свои ряды до сотни новых автотуристов. Теперь это солидная, признанная на международном уровне организация, у которой есть даже свой гимн:

Романтик караванер

Стремится в даль дорог.

Он сердце мечтою ранил

И сбыться мечте помог!

Не судите строго поэтическое качество гимна – все названия автодомов заимствованы из английского и плохо ложатся в русский стих. Зато сами дома приживаются у нас очень неплохо. Прежде чем забраться внутрь и сесть за руль, давайте разберемся с классификацией этого транспорта.

Все автодома делятся на четыре основных типа: кастенвагены (жилые минивэны), альковные, полуинтегрированные и интегрированные.

Кастенваген – жилой микроавтобус с высокой крышей на базе стандартного заводского цельнометаллического фургона. Первой европейской серийной моделью с оборудованием для кемпинга стал в середине 50-х годов микроавтобус Volkswagen Transporter T1 Kleinbus, позже известный далеко за пределами Германии как VW Hippie Van. На базе Kleinbus выпускались и грузовые, и пассажирские, и полицейские фургоны, машины скорой помощи и т.д. А настоящий успех у кемперов получило второе поколение Transporter – VW T2 Kastewagen (годы выпуска 1967–1979). Именно второй Transporter дал жилому микроавтобусу название, узнаваемое в любой стране мира.

Кастенваген: маневренный, но не слишком комфортабельный
Благодаря малому весу и небольшим габаритам кастенваген – самый маневренный и наиболее простой в управлении автодом. Но с комфортом в нем может разместиться лишь семья из двух-трех человек. Это оптимальный вариант для молодых автотуристов, не обремененных большим количеством детей. Кроме того, его можно использовать не только для длительных путешествий, но и для ежедневных деловых поездок. Существенный недостаток этой модели: кастенваген не приспособлен для туризма в холодное время года, отопление работает только в кабине водителя.

Другое дело – всесезонные альковные автодома. Их легко узнать по характерной надстройке над кабиной водителя: это и есть «альков», в котором размещается дополнительная двуспальная кровать. Жилой модуль собирают серийно или под заказ и устанавливают на стандартное шасси с кабиной. Такой автодом значительно шире и просторнее кастенвагена. В помещении от 6 до 10 метров длиной можно разместить от двух до семи спальных мест, устроить душевую кабину, кабинет, кухню… Независимо от вариантов планировки, над кабиной водителя всегда есть комфортное двуспальное место. Стены, пол и крыша такого дома изготавливаются из теплоизолирующих сэндвич-панелей, что облегчает эксплуатацию в жару и в холодную погоду. Есть модели с серьезной зимней подготовкой, двойными полами и жидкостным отоплением. Вариантов применения альковного автодома много: можно путешествовать большой семьей или компанией, можно устроить полноценный мобильный офис.

Альковный автодом: вольготно жить, но трудно ехать 

Главный минус этого комфортабельного сооружения – его громоздкость. Альков над кабиной негативно влияет как на расход топлива, так и на управляемость. У таких домов высокий центр тяжести при обширной боковой поверхности. Их раскачивает при сильном ветре, «швыряет» от встречных грузовиков. Чтобы управлять таким автомобилем, нужен серьезный навык. На узких извилистых дорогах на такой машине ехать нужно медленно и аккуратно – альковные дома неохотно входят в крутой поворот, особенно на большой скорости.

Полуинтегрированные автодома похожи на альковные: жилой модуль установлен на серийное шасси с кабиной, но над ней размещается не двуспальная кровать, а небольшие навесные ящики. Места здесь меньше – с комфортом могут разместиться только три-четыре пассажира. Но за счет меньших габаритов автодом становится более управляемым и экономичным в расходе топлива. Эта модель, как и альковная, может быть подготовлена для поездок в любой климатической зоне.

Полуинтегрированный автодом: почти идеален 

Наиболее комфортабельные и дорогие разновидности автодома – интегрированные модели. Здесь кабина не отделена от жилого пространства, отсюда и название. Для их создания от серийного автомобиля берут только двигатель, трансмиссию и шасси. Кузов комплектуется по индивидуальному заказу. Это автодома бизнес- или премиум-класса, и чтобы подчеркнуть отличие от серийных собратьев, производители часто называют их автовиллами или автояхтами.

Машины рассчитаны, как правило, на пять человек – например, две семейные пары и водитель. Часто владельцы таких домов предпочитают не утруждать себя управлением автомобилем, хотя автояхты обладают прекрасными ходовыми и скоростными характеристиками. По желанию владельца дом может быть оборудован любой системой кондиционирования и отопления и приспособлен для удобной жизни в самом суровом климате.

То, о чем автотуристы из теплых стран вообще не задумываются, становится большой проблемой для жителей наших широт. Что делать с автодомом зимой? Как выбрать машину, которая не выйдет из строя, перезимовав на парковке? Ведущие эксперты в этом вопросе – финны и шведы. Они создали модели, которые условно можно объединить под названием «скандинавский вариант».

На морозоустойчивость автодома и его жильцов влияют многие параметры: материал и толщина пола, стен и потолка, качество теплоизоляции, мощность и тип системы отопления, конструкция водопровода. Простейший способ убедиться, что перед вами «готовая к зиме» модель, – проверить наличие отапливаемого двойного пола. В обогреваемом пространстве пола устанавливаются все инженерные коммуникации. Это экономит место в салоне и гарантирует, что вода в трубах не замерзнет. А ведь труб немало: подача воды к бойлеру, разводка холодной и горячей воды к потребителям (кухня, туалет, душевая), сточный бак.

Если позволяет бюджет, выбирайте автодом с двойным полом, даже если пока не планируете зимних поездок. При любых температурах за окном приятнее ходить по теплому полу – вне зависимости от того, стоит ваш автодом на парковке или бороздит заснеженное шоссе. Обогреваемый пол обеспечивает равномерный микроклимат жилого пространства: тепло поднимается вверх через воздушные каналы вдоль стен и не даст образовываться холодным зонам. А летом автодом с хорошей теплоизоляцией будет лучше держать комфортную температуру.

Конечно, можно приобрести автодом и без специального зимнего оборудования – вы не замерзнете в поездке, потому что все машины оснащаются автономными системами отопления. Но столкнетесь с рядом неудобств:

– повышенный расход газа и электроэнергии при отрицательных температурах приведет к значительному снижению автономности;

– на полу образуются холодные зоны, то есть внутри придется ходить в уличной теплой обуви;

– на кухне, в душе, в туалете – везде придется отказаться от использования воды, иначе она просто замерзнет.


С чего начать? Опытные автотуристы едины во мнении: начинать знакомство с правилами жизни на колесах лучше летом, на арендованной машине. Даже двух-трехдневная поездка поможет неопытному караванеру четко определиться со своими предпочтениями – и в ходовых качествах автодома, и в обустройстве салона. Если вы планируете путешествовать только по городам Европы, можно остановиться на варианте с низким клиренсом. Если манит российская глубинка – ищите полноприводный, высоко посаженный «дом-трактор». Вы аскет, и вам неважно, насколько удобно принимать душ и варить суп на плитке? Тогда выбирайте дом с минимальной комплектацией. Если бытовые условия для вас очень важны, вы сможете найти дом, по комфорту не уступающий пятизвездочному отелю.

Еще лет пять назад на российском рынке были представлены только подержанные модели из стран Европы и США. Б/у караваны и кемперы и сейчас составляют 90% отечественного парка автодомов. Но ситуация меняется, и многие предпочитают покупать новые машины, чтобы тут же, у дилера, переделать их в соответствии со своими вкусами и привычками.

Энтузиасты уверены, что в ближайшие годы в России начнется стремительное развитие автотуризма. Сегодня абсолютное большинство владельцев автодомов проводят отпуск на колесах в странах Европы. И с каждым годом армия таких туристов становится все внушительнее. В начале лета отечественные деятели туриндустрии с грустью наблюдают, как караваны путешественников двигаются в сторону государственной границы, увозя с собой деньги, которые могли бы получить хозяева кемпингов в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях, на Валдайской возвышенности… Если бы они там были.

До сегодняшнего дня инвесторы не торопились расширять инфраструктуру – сети кемпингов и парковок, где можно зарядить электрические устройства, поменять газовый баллон и решить прочие проблемы с техобслуживанием, – потому что не были уверены в окупаемости проекта. Но своей активностью караванеры скоро разорвут этот замкнутый круг. Ударить по бездорожью поможет и рост цен на землю. Цена на автодома начинается от миллиона рублей. Согласитесь – мало осталось мест, где за такие деньги можно приобрести дачный домик на хорошем участке. Да и традиционный оседлый дачный отдых, похоже, выходит из моды. Оптимисты считают, что догнать и перегнать на автодоме Америку у нас вряд ли получится, но научиться, как англичане или немцы, каждый свой отпуск посвящать осмотру красот родной страны мы сможем уже в ближайшее время.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ