В европейских дворянских кругах XVIII века существовала мода на личных отшельников. Профессиональные «изгои» встречались в каждой уважающей себя семье: ради них меняли ландшафт сада и строили специальные домики, к ним водили гостей, а им самим запрещали мыться. Рассказываем, чем объяснялось странное увлечение знати и сколько получали за свою работу немытые и лохматые люди, живущие на заднем дворе.
Текст: Дионисия Вяземская
Грязь по контракту
Отшельников нанимали, чтобы они украшали собой садово-парковые ансамбли, жили в уединенных хижинах в глубине сада и принимали гостей – хозяев дома и их друзей. Профессионалы, соглашающиеся на такую работу, подписывали контракт примерно на семь лет и обещали выполнять ряд требований. Культуролог и филолог Дмитрий Лихачев в книге «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» перечисляет обязательные атрибуты отшельнической жизни: «С Библией, с очками, с ковриком под ногами, с пучком травы в качестве подушки, с песочными часами, водой в качестве единственного напитка и едой, приносимой из замка. Он должен был носить власяницу и никогда, ни при каких обстоятельствах не стричь волос, бороды, ногтей». Отказ от гигиенических процедур следовало соблюдать неукоснительно.
Работа считалась прибыльной: например, в Великобритании за тяжкое безделье платили от 400 до 600 фунтов стерлингов в год. Такие большие для XVIII века деньги компенсировали все неудобства: люди отращивали ногти и волосы, чтобы соответствовать критериям и получить заманчивую должность. Но не всегда хозяин парка находил профессионала, который мог соблюдать своеобразный «кодекс чести». Тогда в хижине размещали фигуру-обманку – куклу, изображающую отшельника.
Гордость сада
Мода нанимать личных отшельников достигла пика в XVIII веке. Странное увлечение объяснялось просто – нелюдимые стражи сада популяризировали идею отрешенности от мирских благ и меланхолию. Просвещенные аристократы считали, что отшельник лучше всего символизирует их духовную рефлексию и личные жертвы.
В хижине отшельника из необработанных камней, досок или бревен отдыхали и сами дворяне, и даже августейшие особы. Баварский король Людвиг II построил в своем дворцовом парке Линдерхоф уединенный домик и назвал его хижиной Хундинга. Мечта о такой постройке появилась у короля, когда он послушал оперу Вагнера «Валькирия», в которой романтически описывается подобное сооружение для персонажа по имени Хундинг. Эскиз хижины в 1882 году нарисовал художник Генрих Брелинг. В центре постройки стояло могучее дерево, на стенах висели оленьи рога, а скамейки-пни были покрыты звериными шкурами. Людвиг II мог по несколько дней жить в скромной обители отшельника, любовался природой Баварских Альп, читал книги и отдыхал в гамаке, укрывшись грубым одеялом.
Эрмитажи для уединений
В России тоже строили домики для отшельников – один из них расположен, кстати, прямо на Дворцовой площади в центре Санкт-Петербурга и носит название Эрмитаж. Это, конечно, шутка, но именно эрмитажем у нас (от фр. Hermitage) называли жилище отшельников (от французского слова ermite – отшельник, пустынник). Лихачев писал: «Эрмитажи бывали самых различных типов, и каждый имел свое символическое значение, которое передавалось всему саду: Эрмитаж был эмблемой и “девизом” сада, рядом с которым он находился. Наиболее традиционный тип Эрмитажа, ведущий свое начало еще от Средневековья, – это обиталище христианина, монаха-отшельника…»
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.