Знание врага в лицо еще не гарантирует вам преимущества – ведь лицо всегда можно скрыть. Это в полной мере применимо к лечению СПИДа: несмотря на то что ретровирус, вызывающий заболевание, хорошо изучен, он до сих пор не стал предсказуемым, оставаясь настоящим хамелеоном.
Автор: Галина Романенко, врач-нарколог
Трудно поверить, но вирус иммунодефицита, сломавший столько жизней, имеет очень простое устройство… Которое, тем не менее, позволяет ему побеждать клетки человека и выживать в любых условиях. Что же такого особенного в ВИЧ?
Он покрыт липидной оболочкой, на поверхности которой расположены гликопротеиновые нити («грибы»), а внутри находится РНК (рибонуклеиновая кислота, в которой закодирована генетическая информация) и три белка-фермента – обратная транскриптаза, интеграза и протеаза.
Мишенями для ВИЧ становятся иммунные клетки – Т-лимфоциты, их еще называют хелперами, или помощниками. Они содержат СД-4 – молекулы-рецепторы, которые участвуют в процессах взаимодействия с другими клетками. Хелперы сообщают другому виду лимфоцитов – киллерам – о том, что в организме появился «враг» и его нужно уничтожить (без такой команды киллеры в бой не вступают). Но захват и «перевербовка» клеток СД-4 приводит к тому, что иммунная система просто перестает работать – поэтому основным симптомом заболевания является нарушение защитных сил организма и присоединение различных инфекций. Через некоторое время после заражения наступает период острой инфекции: резко увеличивается количество вируса в крови (виремия), а количество лимфоцитов заметно снижается.
Рецепторы СД-4 имеются и у других клеток – моноцитов и макрофагов. В них ВИЧ может долго прятаться, не проявляя активности, надежно защищенный от всех внешних воздействий. «Выкурить» его, не повредив при этом клетки, практически невозможно.
К молекулам СД-4 «грибы», расположенные на поверхности ВИЧ, подходят как ключ к замку. ВИЧ соединяется с клеткой, входит в ее цитоплазму (оболочка его при этом растворяется) и здесь превращает свою РНК в ДНК при помощи фермента – обратной транскриптазы. Этот процесс необходим вирусу для того, чтобы клетка приняла его генетический материал как свой собственный, что и происходит часов через 12 после инфицирования.
Затем при помощи другого фермента, интегразы, вновь образованная ДНК вируса попадает в ядро клетки и встраивается уже в ее ДНК. Это позволяет ВИЧ командовать всеми обменными процессами, происходящими в клетке, и он начинает собирать внутри нее свои копии. Когда новый, пока незрелый вирус отделяется от клетки, он не может заражать. Но здесь в работу включается еще один фермент – протеаза, которая доводит новоиспеченный вирус до совершенства: делает его способным внедряться в другие клетки.
Особенностью ВИЧ является и то, что его генетический код при переводе РНК в ДНК постоянно изменяется. Именно поэтому до сих пор не создана вакцина: антитела вырабатываются на определенный генетический код чужеродного тела, а если код меняется, антитела его уже «не узнают».
Невозможно убить ВИЧ, не повредив клетки человека, поэтому методы лечения СПИДа разрабатывались так медленно. Но сегодня, когда о ВИЧ известно почти все, такие методы есть, и они достаточно надежны. Принцип антиретровирусной терапии основан на строении ВИЧ и механизме его внедрения в клетки человека: вирус продолжает жить, зато приостанавливается «штамповка» его копий, то есть размножение.
Антиретровирусные препараты – результат многолетней кропотливой работы многочисленных лабораторий. По сути все эти лекарства – ингибиторы (от лат. inhibere – задерживать), т.е. вещества, которые замедляют или предотвращают течение какой-либо химической реакции. Делятся они на две основные категории: ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ и ингибиторы протеазы.
В организме человека вирус осваивается всего за несколько часов
«Поймать» ВИЧ не так-то просто, ведь он постоянно мутирует, в результате чего появляются все новые и новые копии. Вирус быстро адаптируется к лекарствам, поэтому лечение ВИЧ-инфекции так долго было неэффективным – до тех пор, пока не стали применять специальные схемы одновременного воздействия на вирус несколькими препаратами. Метод получил название высокоактивной антиретровирусной терапии – ВААРТ (или HAART: Highly Active Anti-Retroviral Therapy).
Сложные высокоточные схемы позволяют так скомбинировать несколько лекарств, чтобы приостановить размножение ВИЧ, не разрушив при этом клеток, в которых он прячется. Безусловно, совсем не навредить человеку не получается: препараты весьма токсичны и имеют побочные эффекты. Но схемы ВААРТ составлены так ювелирно, что позволяют свести вред к минимуму.
Когда-то диагноз СПИДа звучал как приговор – только половина ВИЧ-инфицированных могли прожить десять лет после заражения, а те, кто заразился в возрасте старше сорока, умирали еще раньше. С появлением ВААРТ доля связанных с ВИЧ-инфекцией причин смерти снизилась: с 76% в 1995–1996 годах до 57% в 1997–1999 годах и до 43% в 2000–2005 годах.
Точных данных о продолжительности жизни больных СПИДом пока нет, потому что с начала применения ВААРТ прошло слишком мало времени. Ожидаемые цифры равны приблизительно 17–20 годам, при этом возраст уже не является фактором, определяющим продолжительность жизни с ВИЧ. Но это актуально только в случае четкого соблюдения дозировок и сроков приема препаратов.
А здесь есть одно препятствие – незначительное на первый взгляд, но иногда непреодолимое. Это сами ВИЧ-инфицированные люди. Схемы ВААРТ действуют только тогда, когда их неукоснительно придерживаются: например, если в схеме указано, что таблетку нужно принять в такой-то час, это нужно сделать обязательно, иначе в плотной атаке против вируса появится брешь, вирус моментально устремится туда, и все лечение пойдет насмарку.
Для эффективности ВААРТ нужно выполнять все предписания по приему лекарств как минимум на 98% – это позволяет пациенту забыть принять не более шести таблеток в год. Пропуск большего числа таблеток помогает вирусу сформировать устойчивость к препаратам.
Если точно придерживаться схем ВААРТ, можно контролировать размножение вируса до десяти и более лет. Но поскольку процент правильного применения лекарств гораздо ниже рекомендованного, у ВИЧ может развиться привыкание и к ВААРТ. Но и здесь придуманы свои хитрости.
Иногда к схеме ВААРТ добавляются отдельные препараты – это восстанавливает чувствительность ВИЧ к терапии. Правда, у нового лекарства свои побочные эффекты – иногда они очень велики, и человек с трудом выдерживает такую нагрузку. А если этот человек еще и употребляет алкоголь или наркотики, он многократно усиливает все побочные эффекты (а это рвота, диарея, головные боли, головокружение, сухость кожи и слизистых оболочек и многое другое). В результате лечения могут возникнуть тяжелые нарушения функции печени и почек, изменения со стороны периферической нервной системы, психические расстройства...
Все это заставило придумать «каникулы лекарств», когда в терапии делается перерыв на строго определенный период (высчитанный экспериментальным путем). За это время ВИЧ начинает штамповать копии, которые еще не приспособились к воздействию лекарств, и после перерыва лечение снова будет эффективным.
К сожалению, антиретровирусные разработки постоянно натыкаются на одно препятствие: уничтожение вируса повлечет за собой и уничтожение клеток человека, в которые ВИЧ уже встроился. Именно в этом направлении сегодня идут новые исследования. Ученые пытаются создать препарат, который заставит иммунную систему самостоятельно найти и уничтожить пораженные ВИЧ клетки. Но процесс пока еще в самом начале.
Работа осложняется тем, что ВИЧ опасен только для человека и некоторых обезьян. Других животных, которых используют для лабораторных опытов, эта инфекция не поражает. Поэтому эксперименты длятся долго и стоят недешево.
Препараты антиретровирусной терапии тоже очень дороги, и отдельный человек не может себе позволить покупать их каждый месяц. Эту задачу взяло на себя государство: ВИЧ-инфицированные получают лечение бесплатно. От них требуется только придерживаться предписанных схем.Можно ли избавиться от ВИЧ навсегда? Сегодня таких перспектив не видно. Профилактика невозможна потому, что еще никто не преодолел способность ВИЧ мутировать, а без этого не создать эффективную вакцину. Лечение упирается в то, что вирус уничтожить, конечно, можно – проблема в том, что человек после этого вряд ли выживет.
Надежду вселяет то, что над решением этой проблемы работают лучшие умы в хорошо оснащенных лабораториях. И еще ни в одну инфекцию не было вложено столько денег, сколько тратит человечество на борьбу с ВИЧ.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.