Контролируемый хаос, точка кипения в безумии ультрасовременного города – каких только пафосных эпитетов не удостоился самый загруженный в мире пешеходный переход на перекрестке Сибуя в Токио. Десять полос движения здесь каждые две минуты пересекают около 3000 пешеходов, а дневной пешеходный трафик достигает полумиллиона человек!
Перекресток Сибуя, Токио. Фото: Sei F, wikipedia.org
Зашкаливающая оживленность объяснима: рядом Сибуя – одна из самых посещаемых железнодорожных станций в мире, но чтоб настолько! Как вообще стало возможным существование этого чуда инженерной мысли? Рассказываем.
Если объяснять кратко, то дело в особой организации движения. Ее называют танец Барнса, или скрамбл (от английского scramble – пробираться). Это тип перекрестка, на котором все автомобили останавливаются одновременно (для них загорается красный свет), чтобы пешеходы могли перейти дорогу сразу во всех направлениях, в том числе по диагонали (кстати, многие из нас переходят перекресток по диагонали и на обычных переходах, даже не подозревая, что нарушают правила ПДД). Внедрением такой схемы дорожного движения в середине XX века активно занимался американский инженер-транспортник Генри Барнс.
И все же Генри Барнс не был изобретателем диагонального перехода. По его собственному признанию, такие перекрестки существовали и раньше, например, в Канзас-Сити, Ванкувере и паре других городов. Скромный Барнс отмечал лишь то, что он просто стал первым комиссаром дорожного движения, который применил такую схему именно на оживленных перекрестках (в Денвере). К этой идее его подтолкнуло наблюдение из собственной жизни – однажды он пришел в ужас, заметив, какой опасности подвергалась его дочь, когда вместе с друзьями перебегала улицу по пути в школу.
Свою концепцию движения транспорта и пешеходов в Денвере, включающую схемы и хронометраж, он защитил в 1951 году в Институте инженеров дорожного движения Лос-Анджелеса. После Денвера была работа в Балтиморе и Нью-Йорке, тогда диагональные переходы появились и там.
Тем не менее, хорошим парнем он явно был, ведь преимущества придуманного им «танца» перекрывают недостатки. В тот момент, когда все пешеходы стоят, автомобили без помех выполняют повороты, а значит, быстрее преодолевают перекресток. Но куда важнее то, что танец Барнса сохраняет человеческие жизни – исследования компании Transport for London показали динамику в цифрах – количество жертв среди пешеходов при применении таких переходов снижалось до 38 %!
В автобиографии, которую Барнс назвал «Человек с красными и зелеными глазами», он писал: «При нынешнем положении вещей пешеходу в центре города требовались четырехлистный клевер, амулет вуду и медаль Святого Христофора, чтобы уцелеть, добираясь от одного тротуара до другого. Что касается меня – инженера по дорожному движению с методистскими наклонностями, – я не думал, что Всевышнего должны беспокоить проблемы, которые мы способны решить самостоятельно…»
Особенно распространены диагональные пешеходные переходы в Японии – их здесь более 300.
Танцы подвержены моде, танец Барнса – не исключение. Денверские чиновники, к примеру, избавились от последнего скрамбла в границах города в 2011 году. Однако заданный Барнсом ритм уверенно «звучит» в других городах США, в Великобритании, Австралии, Канаде, Китае, Люксембурге, Швеции, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Сингапуре, на Тайване, Филиппинах и, конечно, в России. Большинство отечественных скрамблов, после внесения соответствующих поправок в ПДД в 2015 году, получили московскую прописку. Впервые они появились на улицах столицы в 2016 году, и теперь их там уже более сорока.
Регионы тоже стараются не отставать от моды: только в этом году диагональными переходами обзавелись Архангельск, Нижний Тагил, Пенза, Новокузнецк и Саранск. Есть свой скрамбл и в Питере, совсем недалеко от редакции «ММ» – на перекрестке Чкаловского проспекта и улицы Ленина. От редакции до него можно дойти за 5 минут. И потанцевать!
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.