Амулет вуду и пешеходы

Контролируемый хаос, точка кипения в безумии ультрасовременного города – каких только пафосных эпитетов не удостоился самый загруженный в мире пешеходный переход на перекрестке Сибуя в Токио. Десять полос движения здесь каждые две минуты пересекают около 3000 пешеходов, а дневной пешеходный трафик достигает полумиллиона человек!

Перекресток Сибуя, Токио. Фото: Sei F, wikipedia.org

Зашкаливающая оживленность объяснима: рядом Сибуя – одна из самых посещаемых железнодорожных станций в мире, но чтоб настолько! Как вообще стало возможным существование этого чуда инженерной мысли? Рассказываем.

Если объяснять кратко, то дело в особой организации движения. Ее называют танец Барнса, или скрамбл (от английского scramble – пробираться). Это тип перекрестка, на котором все автомобили останавливаются одновременно (для них загорается красный свет), чтобы пешеходы могли перейти дорогу сразу во всех направлениях, в том числе по диагонали (кстати, многие из нас переходят перекресток по диагонали и на обычных переходах, даже не подозревая, что нарушают правила ПДД). Внедрением такой схемы дорожного движения в середине XX века активно занимался американский инженер-транспортник Генри Барнс.

Генри Барнс. Фото: Cloyd Teter, gettyimages.com

В свое время американский журналист Джон Бьюкенен закончил свой репортаж об открытии новой схемы движения на оживленном перекрестке Денвера словами: «Барнс сделал людей такими счастливыми, что они танцуют на улицах». И это была не просто метафора. Есть основания полагать, что «Barnes» и «dance» в одной фразе стали тонкой аллюзией к другому, очень похожему по звучанию и близкому жителям Денвера словосочетанию. Чтобы уловить эту связь, важно знать, что задолго до описываемых событий, во второй половине XIX века, маленький шахтерский городок Денвер принял более 3000 ирландских переселенцев. Их потомки, бережно сохраняющие память о своих корнях, с любовью относились к «barn dances» – общинным пляскам, которые устраивались по разным поводам в самом просторном помещении селения или городка – в амбаре. В таких амбарных танцах традиционно участвовали все пришедшие на праздник – от мала до велика. Массовое движение по диагональному перекрестку, стартующее на разрешающий сигнал светофора, вызывало у очевидцев соответствующие ассоциации. Так перекресток Барнса получил народное название – «barnes dance».

И все же Генри Барнс не был изобретателем диагонального перехода. По его собственному признанию, такие перекрестки существовали и раньше, например, в Канзас-Сити, Ванкувере и паре других городов. Скромный Барнс отмечал лишь то, что он просто стал первым комиссаром дорожного движения, который применил такую схему именно на оживленных перекрестках (в Денвере). К этой идее его подтолкнуло наблюдение из собственной жизни – однажды он пришел в ужас, заметив, какой опасности подвергалась его дочь, когда вместе с друзьями перебегала улицу по пути в школу.

Свою концепцию движения транспорта и пешеходов в Денвере, включающую схемы и хронометраж, он защитил в 1951 году в Институте инженеров дорожного движения Лос-Анджелеса. После Денвера была работа в Балтиморе и Нью-Йорке, тогда диагональные переходы появились и там.

Правда, если пешеходы повсеместно танцевали на улицах от удовольствия, их оппоненты-автомобилисты были далеко не в восторге от новых правил. Скрамбл или увеличивал время ожидания поездки, или сокращал фазы мигания светофора, отчего снижался трафик перекрестка за один цикл. Острый на язык Барнс внимал критике, но сохранял самообладание, констатируя, что «невозможно быть хорошим парнем и решать проблемы с пробками».


Тем не менее, хорошим парнем он явно был, ведь преимущества придуманного им «танца» перекрывают недостатки. В тот момент, когда все пешеходы стоят, автомобили без помех выполняют повороты, а значит, быстрее преодолевают перекресток. Но куда важнее то, что танец Барнса сохраняет человеческие жизни – исследования компании Transport for London показали динамику в цифрах – количество жертв среди пешеходов при применении таких переходов снижалось до 38 %!

В автобиографии, которую Барнс назвал «Человек с красными и зелеными глазами», он писал: «При нынешнем положении вещей пешеходу в центре города требовались четырехлистный клевер, амулет вуду и медаль Святого Христофора, чтобы уцелеть, добираясь от одного тротуара до другого. Что касается меня – инженера по дорожному движению с методистскими наклонностями, – я не думал, что Всевышнего должны беспокоить проблемы, которые мы способны решить самостоятельно…»

Особенно распространены диагональные пешеходные переходы в Японии – их здесь более 300.

Танцы подвержены моде, танец Барнса – не исключение. Денверские чиновники, к примеру, избавились от последнего скрамбла в границах города в 2011 году. Однако заданный Барнсом ритм уверенно «звучит» в других городах США, в Великобритании, Австралии, Канаде, Китае, Люксембурге, Швеции, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Сингапуре, на Тайване, Филиппинах и, конечно, в России. Большинство отечественных скрамблов, после внесения соответствующих поправок в ПДД в 2015 году, получили московскую прописку. Впервые они появились на улицах столицы в 2016 году, и теперь их там уже более сорока.

Регионы тоже стараются не отставать от моды: только в этом году диагональными переходами обзавелись Архангельск, Нижний Тагил, Пенза, Новокузнецк и Саранск. Есть свой скрамбл и в Питере, совсем недалеко от редакции «ММ» – на перекрестке Чкаловского проспекта и улицы Ленина. От редакции до него можно дойти за 5 минут. И потанцевать!



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ