Альтернативный шнекоход ТЕШ

Эволюция шнекоходов



Шнекороторные вездеходы – вещь совсем не тривиальная. Сегодня, если спросить об этом у любого человека, то не все сразу найдутся, что это такое и на каком принципе работает. Если заглянуть в Интернет, то по ссылкам можно найти много критики в адрес данного технического решения. Как только их не называют: винтоходами, мясорубкой, и даже гряземесами. Это и не удивительно, ведь вместо гусениц или колёс у этих машин полые, герметичные цилиндры с винтовыми лопастями разносторонней навивки. Соответственно, когда они вращаются в противоположные стороны, то транспортное средство перемещается в направлении продольной оси рамы вперёд и при реверсировании вращения — назад.Такой вид движителя идеален для перемещения по  рыхлым, обводнённым грунтам, глубокому снегу. Также, имея значительную положительную плавучесть, шнекоходы позиционируются как полноценные амфибии, без необходимости в дополнительном водомёте. Да, при этом скорость будет не высока – 3-4 км/час, зато шнекоходы способны легко преодолевать самый сложный участок путешествия любой амфибии – переход из воды на сушу или лёд и обратно. Здесь возникают большие проблемы у всех колёсных и гусеничных систем. Воздушная же подушка более жизнеспособна в этих условиях, при условии, что рельеф берега более менее пологий. Кроме того, у шнекохода отсутствует привязанность к метеоусловиям, чем не могут похвастать ховеркрафты, поэтому эти транспортные системы не используются в условиях городской застройки.
На сегодняшний день, в 21 веке, шнеко-роторными машинами занимается только одна компания из Австралии Residue Solutions, выпуская штучно такие винтовые рыхлители для обслуживания бокситных месторождений. Все остальные конструкторы и КБ транспортного машиностроения давно уже отказались от использования шнеков в качестве опорно-ходовых элементов

Но пришел человек с живой фантазией и технической смекалкой и посмотрел на этот вид движителя под иным углом. Это наш земляк, Санкт-Петербургский новатор Алексей Бурдин, выпускник Горного института. Его идея довольно проста. Если он (шнек) “хочет” кататься, пускай катается, в то время как режим винта будет вспомогательным, и использоваться только для прохождения сложного участка, такого как форсирование обводнённого грунта или выхода на берег.

В сентябре 2012 Алексей пришел к нам с презентацией своего проекта и решением коллектива Фаблаб Политех было принято решение помочь ему довести прототип до работоспособного состояния. Мы ожидаем, что модель окажется в нашей мастерской уже в конце января. Планируется установить на нее новые, более мощные приводы. Резиновые камеры будут снабжены протектором из материалов устойчивых к истиранию. Будет смонтирован пульт дистанционного управления, после чего будет проведен тест-драйв обновленного прототипа на полигоне, в самых суровых условиях, в том числе при  форсировании водных преград. Параллельно будет создан видеоряд и 3D модели для привлечения интереса к идее со стороны студий – разработчиков компьютерных игр.Для  этой цели идеально подходит двухрежимный шнекоротор, для создания которого Алексей предложил разместить резиновый элемент с управляемой геометрией в межвитковом пространстве винтовой лопасти. От карандашных набросков и пластилиновых моделей Алексей перешел к изготовлению реального прототипа для доказательства работоспособности модифицируемого шнеко-роторного движителя. Алексей рассчитывает, что новый вид движителя будет востребован для создания амфибийных платформ в реальном секторе транспортного машиностроения, кроме того, ему обязательно найдется место и в индустрии развлечений. Будет разработан ряд транспортных игрушек и 3D моделей для компьютерных игр и анимационных фильмов.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ