Агрессивный самокат: как развивается кикскутеринг

На первом самокате, который придумал Карл фон Дрез, нельзя было даже развернуться, не то что делать какие-то изощренные трюки. Спустя два столетия на них можно не только быстро ездить, но и прыгать, делать сальто назад и развороты на 360 градусов. Из «машины для ходьбы» самокаты стали одним из направлений экстрима наравне с заездами на велосипедах и скейтбордах.

Фото: Connor Taner

Обычный и трюковой – в чем разница

Обычные городские самокаты и трюковые – как брат с сестрой, но ни в коем случае не близняшки. Первые уже давно популярны в мегаполисах. Для неспешного передвижения по городским тротуарам они идеальны: компактны, легко складываются для транспортировки, оснащены мягкими колесами диаметром 150–230 мм и амортизаторами для смягчения ударных нагрузок. Но трюковые самокаты – это совсем другое.

Первое, что наверняка бросится вам в глаза при сравнении трюковых моделей с городскими, это разница в размерах колес. Экстремалы предпочитают модели с маленьким диаметром в 100–120 мм и без амортизации – это нужно, чтобы транспорт был устойчивее при прыжках. У них также нет складной конструкции, присущей большинству скутеров. Агрессивная езда и необходимая стабильность самоката вынудили производителей отказаться от этой удобной функции.

Райдер (rider от англ.) – человек, едущий на самокате.

Как отдельное направление кикскутеринг, или «агрессивный самокатинг», сформировался совсем недавно – в начале 2000-х годов в США. Пока экстремалы на BMX, скейтеры и роллеры устраивали свои заезды еще в конце 90-х, самокат долго оставался нишевым средством передвижения. Освободить его от «обделенности» помогла первая модель самоката Razor. Будучи первым массовым самокатом, действительно пригодным для трюков, Razor мгновенно привлек внимание любителей экстремальной езды. Так, за шесть месяцев 2000 года компания Razor продала около пяти миллионов таких «скутеров». У них был меньший вес, большая прочность и надежность по сравнению со всем, что выходило на рынок до этого. Все благодаря особенностям конструкции и применению авиационного алюминия – легкого материала, способного выдерживать повышенные нагрузки. Тут и начинается история кикскутеринга и развитие самостоятельного сообщества райдеров – без скейтеров и велосипедистов.

А что по трюкам?

Кстати, говоря о сообществе. Как и любой уличный спорт, кикскутеринг развивался стараниями энтузиастов, а фишки отдельных героев формировали общие правила игры, создавая самокатный спорт. Сейчас на самокате можно выполнить около 200 базовых трюков, а число их комбинаций затрудняются назвать даже самые опытные экстремалы. В основном все трюки либо смешиваются между собой, создавая новый, либо навеяны скейтами и BMX-велосипедами.

Bri Flip – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Фото: Alfie Mann, riders.co

Но так было не всегда, и первопроходцы самокатных трюков придумывали все буквально на ходу. Брайан Бостон – райдер из американской Филадельфии – в 2004 году впервые в истории совершил брайфлип (bryflip) – прыжок с прокручиванием самоката вокруг руля. Простое упражнение оказалось первым в своем роде самокатным трюком, не имевшим ничего общего с катанием на BMX или скейтбордах. Вслед за Брайаном можно смело поставить имя одного из ветеранов кикскутеринга – Мэтта Пэйта. Он первым сделал скутер-фэйки (scooter fakie) – прыжок с разворотом деки на 180 градусов во время езды.

Джаррет Рид – настоящая экстрим-икона прошлого десятилетия, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса. В 2001 году он стал первым, кто сделал бэкфлип – прыжок с сальто назад на самокате. Тогда ему было всего 19 лет. Помимо кикскутеринга, его интересовали экстремальные заезды на мотоциклах, что отразилось на стиле его трюков с множеством прыжков с разворотами и прокручиванием самоката.

Back flip – прыжок с сальто назад на самокате Фото: Brendan Boden

Список закрывает Тэрри Прайс, совершивший на своем самокате пускай и не уникальное, но первое в истории двойное сальто назад. В свой 31 год Тэрри продолжает активно заниматься кикскутерингом, ведет блог, продает вещи под собственным брендом Yolowarrior и организует мировые соревнования по кикскутерингу.

Остальные трюки придумывались тоже на ходу, но перечислять каждого автора было бы долго и утомительно. Самый яркий и зрелищный – «трюк 540», когда райдер разгоняется и в прыжке совершает оборот на 540 градусов вокруг вертикальной оси, в очередной раз напоминая всем о том, зачем нужны защитные комплекты. Райдеры любят ездить задом наперед – это называется фейки (fakie), прыгать – барспин (barspin) и совершать повороты на переднем колесе (nose pivot). Несмотря на видимую опасность, кикскутеринг – один из наименее травмоопасных видов экстрима. Но только в тех случаях, когда райдеры используют полный набор защиты, аналогичный роллерскому: наколенники, налокотники и шлем. Без них сегодня не проходит ни один грамотно организованный турнир сообщества.

Bri Flip. Фото: Alexandra Madsen. riders.co
Есть куда стремиться
Райдеры трюковых скутеров, как никто другой, любят что-нибудь изменить в конструкции своего коня – кастомизация много лет позволяла им показать свою индивидуальность и опыт в работе с самокатом. Ну, а грамотный подбор дополнительных деталей не только улучшает внешний вид самоката, но и в разы повышает его надежность.

Первое, что модифицируют, – руль самоката, закрепляя на нем резиновые грипсы, чтобы уменьшить риск скольжения рук. Вслед за этим чаще всего идут баренды – своеобразные заглушки в полости рулевой части. Они нужны, чтобы защитить пустоты внутри руля от грязи и влаги, а также укрепляют самокат – в случае падения баренды не дадут рулю погнуться или расколоться на части. Список можно долго продолжать – райдеры меняют вилки, скрепляющий хомут, элементы компрессии и колес. Каждое из этих изменений помогает совершать максимально опасные и необычные трюки, не беспокоясь при этом об устойчивости «скутера».

Александр Арлушкин, профессиональный райдер с восьмилетним стажем, участник одной из главных команд российского кикскутеринга Kickscootershop.


Александр Аралушкин. Фото: PAVEL SUKHORUKOV instagram.com/aralushkin

− Однажды я прогуливался по своему району и заметил, что на старом роллер-дроме начали строительство небольшого скейт-парка. Тогда у меня уже был велосипед BMX. Когда скейт-парк достроили, я встретил там парня на самокате – а раньше я даже и не знал, что на самокате можно делать трюки. Я попробовал прокатиться, и мне так понравилось, что с тех пор я и занимаюсь этим видом спорта. Спустя время меня пригласили в лучшую команду России Kickscootershop. Стало больше возможностей, мы тренировались с лучшими атлетами, и это, наверное, было самое душевное время! Сейчас самокат для меня – это, скорее, хобби, но раньше все мечты и мысли были только о нем. Мне нравилось кататься, но травмы и возраст дали о себе знать. Тем не менее, самокат принес в мою жизнь практически все, что сейчас я имею. В России самокаты набирают популярность просто с космической скоростью. Выходя на улицу, каждый видит хотя бы одного самокатчика; дети, родители, взрослые люди катаются на самокатах. Мне кажется, у каждого третьего ребенка есть трюковой самокат, и это очень хорошо, что дети и взрослые собираются в команды. Но прежде чем начать кататься, важно понимать, что это экстрим, и сразу купить защиту. Приготовьтесь к тому, что самокат украдет ваше сердце, но если все делать правильно, то он исполнит ваши мечты.

Как выбрать трюковой самокат

Главная проблема, с которой чаще всего сталкиваются потенциальные покупатели самоката, – это разнообразие его видов и характеристик. Что мы знаем о спортивных «скутерах» как таковых? Все модели по умолчанию ориентированы на использование в экстремальных условиях, так что начинающий райдер, не имеющий четких интересов в определенных видах кикскутеринга, может купить себе любую из недорогих спортивных моделей. Но для начала стоит все же ознакомиться с основными стилями катания, которые чаще всего представляются в двух видах – парк и стрит: катание в скейтпарках или на уличных локациях.

Если вам по душе лихие трюки на рампах и других объектах скейтпарков, то вам нужен легкий самокат с увеличенными колесами диаметром от 110 до 125 мм. Такой набор позволяет парковым райдерам обеспечить максимальную скорость и устойчивость даже во время экстремального катания по площадке. Также обратите внимание на руль, состоящий либо из двух, либо из трех компонентов: первый случай – это классическая модель, а второй – еще более прочная ее версия.


Уличные модели отличаются от своих парковых коллег лишь парой характеристик. Как и в случае со скейтпарком, любители агрессивной езды на улицах предпочитают кататься на облегченных самокатах. Но если в среднем вес парковых моделей составляет от 4 до 4,5 кг, то модели для улиц массой не более 3,5 кг – это связано с тем, что для экстремальных площадок лучше подходят массивные и тяжелые устойчивые агрегаты.

Общим случаем станет выбор деки. Любителям стрит-катания подойдут модели с широкой прямоугольной плоской площадкой, а для паркового катания пригодится более легкий и короткий вариант со скошенными краями. Особого внимания заслуживают ширина и высота руля. Выбирая самокат, прикиньте – сможете ли вы полностью контролировать его на расстоянии вытянутой руки, и не доставляют ли вам дискомфорт особенности его конструкции. Не думайте, что вы привыкнете к неудобствам, – неправильно подобранный скутер лишь усложнит обучение, а то и приведет к дополнительным травмам.

Но если вы решили оседлать трюковой самокат всерьез и надолго, не недооценивайте важность полного набора защиты – наколенников, налокотников, перчаток и шлема. Учитывайте особенности локации, в которой вы займетесь кикскутерингом, и предпочитаемый вами стиль. Среди опасностей, с которыми вы можете встретиться и в парке, и на улице, – другие люди на пути, а иногда – еще и машины. Будьте начеку, не игнорируйте меры безопасности, принятые на выбранной вами площадке, – и, с небольшой долей усердия, кикскутеринг не представит для вас ничего сложного.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ