3D-фигуры из скворцов

Вы когда-нибудь видели, как несколько тысяч птиц одновременно взмывают ввысь и начинают двигаться в унисон, образуя в воздухе причудливые 3D-фигуры? Это завораживающее зрелище называется словом, пришедшим к нам как будто из языка мумий троллей, – мурмурация. Стая в такие моменты кажется единым организмом – все в ней будто управляется незримым дирижером. Или… коллективным разумом? Объяснить причины и механизм мурмурации ученые пытаются уже много лет. Сегодня поговорим о том, насколько они продвинулись в этом направлении.

Фото: Daniel Biber, worldphoto.org
Не только птицы

Аэрошоу, которое тысячи скворцов регулярно устраивают в разных уголках Европы, привлекало внимание людей давно. В создаваемых в небе рисунках мистики находили тайные знамения, художники – красоту, а ученые – богатую пищу для размышлений.
Слово «мурмурация» пришло в современный язык из латыни. Murmuratio переводится как бормотание, жужжание, ропот и, очевидно, связано со звуками, которые сопровождают приближение несметного полчища птиц.
Но речь пойдет не только о пернатых: пчелы во время роения тоже демонстрируют мурмурации, которые в итоге превращают стаю улетевших из улья насекомых в плотный гудящий клубок, собравшийся вокруг своей пчелиной королевы.
Мурмурация пчел. Скриншот:Anna Grincuka, youtube.com
И все же, назвав мурмурации «бормотанием» и «жужжанием», древние римляне и не предполагали, что это явление может проходить в абсолютной тишине, например, в толще воды, где синхронные танцы совершают огромные косяки рыб. Сегодня, чтобы полюбоваться этими подводными мурмурациями, не нужно погружаться в морские глубины, достаточно посетить крупный океанариум. Очень причудливые фигуры, например, создают стаи сардин, чем не перестают восхищаться посетители Океанариума залива Монтерей в Калифорнии.

Зачем они это делают?

С причинами, на первый взгляд, все довольно просто, но гипотез на этот счет существует несколько. Есть мнение, что с помощью «роения» большая стая оберегает своих маленьких участников от внешних опасностей. Точнее, существенно повышает шансы каждого уцелеть при нападении хищника, например, сокола или ястреба. Для результативного броска охотнику необходимо нацелиться на конкретный объект, а подвижная стая не позволяет ему сосредоточиться. К тому же большое количество глаз и ушей помогает быстрее сигнализировать о возможной опасности и реагировать на изменения окружающей среды.

Во-вторых, «танцующая» в воздухе 3D-инсталляция – заметный ориентир для всех представителей вида, обитающих в округе, и приглашение собраться вместе накануне приближающейся холодной ночи. Спать рядом теплее и безопаснее.

Телепатия и синхрония

Но как же птицам удается организовать шоу? С ответом на этот вопрос – сложнее. Если их коллективным поведением кто-то или что-то управляет, то по каким каналам информация так быстро передается внутри стаи? Идея о том, что все дело в телепатии, всерьез рассматривалась в 1930-х годах. Такую гипотезу выдвинул британский орнитолог и писатель Эдмунд Селус. Итогом его многочисленных наблюдений за мурмурациями стала книга с говорящим названием «Передача мыслей (или что-то другое?) у птиц», в которой он написал: «Они все должны в одно и то же время думать коллективно… это похоже на одновременную вспышку во множестве мозгов».

Спустя два десятилетия, к середине 1950-х, когда гипотеза о телепатии не получила подтверждения, ученые нащупали новую. Речь о синхронии – каскадных изменениях в поведении стаи, возникающих вследствие быстрой передачи локальных поведенческих реакций соседям. К экспериментам в этом направлении одним из первых подошел советский ихтиолог Дмитрий Радаков.

На этой захватывающей фотографии, которая заняла третье место в конкурсе «Ocean Photographers of the Year 2022», изображен баклан (водоплавающая птица), ныряющий в воду среди стаи мальков. Формы на снимке, по мнению фотографа, визуально напоминают человеческое лицо. Фото: Брук Питерсон, oceanographicmagazine.com

Кадр за кадром он анализировал кинопленки, запечатлевшие стаи рыб, и вручную фиксировал траекторию движения каждой особи. Результатом этой огромной работы в 1970 году стала защита докторской диссертации, а в 1972 году – выход монографии «Стайность рыб как экологическое явление». В них он показал, что движение каждой из рыб в стае зависит от усредненного направления движения ее соседей. При этом, если несколько особей заметили препятствие или хищника и резко изменили направление движения, сигнал об этом распространяется по стае намного быстрее, чем максимальная скорость плавания отдельных особей. В результате возникает достаточно сложное поведение стаи как единого целого. Книга стала настольной для нескольких поколений ихтиологов, но собранные в ней мысли заинтересовали не только их.

IT Боиды - в помощь

В 1986 году на помощь биологам пришли информационные технологии. Американский программист Крейг Рейнольдс, разработчик ПО для изучения сложных природных явлений, создал цифровую модель поведения птиц или рыб в стае. В основу своей разработки он положил трехмерную вычислительную систему для компьютерной анимации, а стайных «существ» для удобства обобщенно назвал боидами (boids).


Название «боид» возникло как сокращение от bird-oid object. Перевести его на русский можно примерно так: «объект, идентифицируемый как птица», поскольку аббревиатурой OID в сфере IT называют специальное числовое значение, которым «маркируется объект» для уникальной идентификации элементов данных.

Модель гармонично летящей или плывущей стаи в итоге потребовала, чтобы каждый боид соблюдал всего три простых правила:

Для соблюдения этих правил боиду достаточно реагировать на поведение лишь 6–7 товарищей, находящихся по соседству – в поле зрения самого боида. А остальных членов стаи, выходит, можно игнорировать…

Модель boids после демонстрации на калифорнийской выставке SIGGRAPH '87 привлекла внимание кинематографистов. В фильме Тима Бертона 1992 года «Бэтмен возвращается» стаи анимационных летучих мышей двигаются совершенно естественно благодаря оригинальному ПО boids.
Креатив опасности и страха

И все же один вопрос остался без ответа – какую новую 3D-фигуру мурмурация нарисует в толще воды или в воздухе? Кто решает, куда продолжится движение? Ответ на этот вопрос в 2015 году дала группа американских и немецких ученых под руководством Сары Брин Розенталь и Колина Р. Туоми. После множества экспериментов с golden shiners – стаей американского леща (Notemigonus chrysoleucas) – физики и биологи опубликовали статью об особенностях взаимодействий в подвижных группах животных.

Оказалось, что поводом к изменению траектории движения стаи рыб или птиц служит… испуг. Особи, замечающие препятствие, хищника или что-то подозрительное, реагируют на раздражитель: для огибания препятствия достаточно небольшого изменения траектории, а для уклонения от хищника нужен резкий бросок в сторону.

Кажется, что стая во время мурмурации сгущается в одних местах и становится менее плотной в других. Это не верно. Просто мы наблюдаем 3D-модель с определенного ракурса, поэтому не видим картины в целом.

Все члены стаи постоянно начеку и с одинаковым энтузиазмом реагируют как на сам «пугающий фактор», так и на испуг ближайших соседей. В опасном неопределенном мире такая реакция на опасность – залог выживания, но значительную долю составляют и ложные тревоги – неизбежное следствие выработки коллективного защитного механизма. Тот, кто испугался, «заражает» тревогой своих ближайших соседей, а те моментально передают реакцию дальше, к другому краю стаи. Что именно напугало птиц или рыб – неважно, но траектория движения внезапно меняется, и наблюдатель получает новую завораживающую картину.

Объясняем на пальцах на скворцах

Мурмурация плотно вошла в сферу интересов как точных, так и гуманитарных дисциплин. Ей посвятил свою книгу «В полете скворцов: чудеса сложных систем» лауреат Нобелевской премии по физике 2021 года Джорджио Паризи. Шоу скворцов вызывало у него особое восхищение, а суть исследования механизмов мурмурации казалась чрезвычайно близкой.

Фото: James Crombie / Inpho, thesun.ie
Она перекликалась с концептуальной проблемой физики – пониманием взаимосвязи между взаимодействиями мельчайших частиц (электронов, атомов, спинов, молекул) и поведением состоящих из них различных макроскопических систем. Это была наглядная демонстрация теории сложности – простые по сути, но взятые вместе, скворцы порождали гораздо более сложное коллективное поведение.

Теория сложности предполагает, что сложные системы представляют собой не просто совокупность частей, а скорее сеть взаимодействий, которые порождают новые, часто непредсказуемые явления.



По мнению нобелевского лауреата, исследование взаимодействий внутри птичьих стай в долгосрочной перспективе поможет понять экономические и социальные явления, а также то, как поведение каждого из нас влияет на человечество в целом.





Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ